Пылесос – только по частям. Как и зачем профессор МГИМО сдала экзамен по латышскому языку 5

Ольга Зименкова
Ольга Зименкова
Профессор МГИМО и Академии внешней торговли России при Министерстве экономического развития Ольга Зименкова рассказала порталу Delfi о том, для чего она пошла на языковые курсы при Обществе латышской культуры в Москве, как сдала экзамен на категорию A2 и кто были ее однокашники.

Ольга Зименкова — вдова одного из самых известных в новой истории России конституционных судей, сооснователя общества "Мемориал" и члена Московской Хельсинской группы Эрнеста Аметистова. После смерти супруга Ольга Николаевна возглавила правозащитный просветительский Фонд его имени. Сегодня она преподает международное частное и гражданское право в престижных вузах Москвы, покидать родной город не собирается, что не помешало ей два года назад купить квартиру в Юрмале.

"В молодости я часто и с удовольствием здесь отдыхала. Когда несколько моих приятелей купили тут себе квартиры и дома, я пожила какое-то время в юрмальской гостинице и тоже решилась, — рассказала Ольга Николаевна порталу Delfi. — Успела запрыгнуть в "последний вагон", пока необходимая для ВНЖ стоимость недвижимости была щадящей — 140 тысяч евро".

Латвию профессор навещает примерно раз в три месяца — на время каникул и выходных. "Для меня это такая дальнемосковская дача, возможность выдохнуть и полностью расслабиться. Но я не могу уютно чувствовать себя в стране, если не понимаю местного языка. При том, что ни разу не сталкивалась с проявлением национализма — ни в советское время, ни сейчас. На сегодня у меня два ходовых языка — испанский и английский. Вопросом учить или не учить латышский я даже не терзалась — конечно, да", — пояснила свое решение Ольга Николаевна.

Поскольку большую часть времени профессор проводит в Москве, курсы искала там. По интернету вышла на языковую школу при Обществе латышской культуры. "Это совершенно неполитизированное объединение московских латышей аж с двумя хорами. Я побывала там на двух праздниках — 18 ноября и Рождество — на которых собиралось московское латышское землячество — с детьми и внуками. Все было очень мило, по-домашнему, с корзиночками еды, общим столом и теплыми поздравлениями посла".

Курсы ведут этнические латыши — председатель Общества Янис Дамбитис и его коллега Леонидс Котовичс. Они набирают две группы примерно по 15 человек и учат с сентября по май, дважды в неделю по два часа. Расценки, по признанию Зименковой, "скорее просветительские": в месяц — 4,5 тысячи рублей, то есть 65 евро.

Обучение идет сначала по учебнику Дины Эзерини, а после Нового года — по тестам, которые ученикам предстоит сдавать в мае.

"Признаюсь, в своей группе я была самая великовозрастная. Была еще дама лет пятидесяти, у которой муж-латыш, а в основном — ребята в районе 30 лет, у которых либо уже есть бизнес в Латвии, либо они хотят его иметь, либо думают переехать в Ригу. Был у нас и такой вариант: муж, у которого в Латвии бизнес и нет времени на язык, отправил учиться свою жену".

В группу Ольги Николаевны записалось 18 человек — к Новому году из них осталось всего четверо, зато все они сдали на свою категорию. Профессор честно призналась, что испанский и английский в свое время дались ей куда легче латышского.

"Этот язык требует большой концентрации, усердия и кропотливой работы над произношением — надо особым образом разрабатывать под него речевой аппарат, — поделилась впечатлениями Зименкова. — Если с тяжелым для многих прощанием "Uz redzēšanos!" я справилась относительно легко, то некоторые сложносочиненные слова давались с большим скрипом. Например, putekļu sūcējs (пылесос) поначалу произносился только по частям. Знакомых латышей у меня пока нет, но в Москве есть приятельница, которая родилась в Риге и прекрасно знает латышский — она всегда помогает мне по части произношения".

Экзамен профессор сдавала на категорию А2. Устную часть принимала выездная комиссия из Министерства образования Латвии, а письменную отправляли на проверку в Ригу. "Я сдала на 85,5% — твердую "четверку". Горжусь! А одна девушка-москвичка с латышскими корнями поставила своеобразный рекорд — сдала экзамен на высший уровень B2 на 100 баллов, это был первый случай за 15 лет". Во второй группе до экзамена добрались 14 человек, но четверо не сдали.

В следующем году Ольга Зименкова твердо намерена штурмовать категорию B, а пока пользуется полученными знаниями в Риге. "Ко мне приехала приятельница — мы активно ходим по музеям. Я с гордостью читаю и перевожу ей подписи к экспонатам. Начали с Музея истории Риги и мореходства, побывали в Доме рижского горожанина 18-го века, в Военном музее, в оборудованном по последнему слову техники Художественном музее, в Музее Юрмалы и домике Аспазии… Жаль, Музей оккупации был закрыт на реконструкцию, но он у нас в планах — хочется увидеть, как там все представлено. Очень мне понравилось и ездить по Латвии — была в Бауске, Турайде, Сигулде, Рундале — красота!"

Как юристу, Зименковой в Латвии очень нравится, что "установленные тут европейские правила четко выполняются. Подаешь в какую-то инстанцию заявление — все рассматривается и ответ дается в установленное время. Ты знаешь, по какому случаю, куда идти и что делать. И вообще, здесь есть некое ощущение безопасности, даже на улицах. Природа и культура в Латвии всегда были на высоте, а люди — очень доброжелательны. Вся молодежь в сфере обслуживания знает три языка, а если что, всегда можно перейти на английский".

Зименкова призналась, что за общественно-политической жизнью Латвии пока особенно не следила ("просто времени не хватало — работа плюс курсы"), но намерена восполнить этот пробел. "Прочла тут забавную историю с вывеской кафе "Ленинград" — надо будет сходить, — улыбается она. — Если дело обстоит так, как рассказывает владелец кафе, то он может постоять за свой бренд, международно-правовые соглашения едины для всех стран, которые их подписали".

Профессор не отрицает, что история с поправками к Закону об иммиграции была для нее не слишком приятной и даже обидной, но она понимает опасения местных жителей. "Приехало много новых людей, в голову ко всем не залезешь, мало ли… Вот и решили поставить некий стопор. Я не восприняла это как личную обиду. Могу лишь сказать, что большинство приехавших сюда россиян ищут в Латвии убежище и никогда не стали бы делать что-то против этой страны".

Категория А2 позволяет обладателю ВНЖ через пять лет жизни в Латвии запросить постоянный вид на жительство, но при этом на территории ЛР соискатель должен находиться не менее четырех из пяти лет. Активно преподающая в Москве профессор под этот ценз никак не проходит, так что необходимость платить 5000 евро или покидать Россию рано или поздно настанет. Но не раньше, чем через 8 лет.

По сведениям Департамента гражданства и миграции, сегодня в Латвии около 17 000 обладателей инвестиционных видов на жительство, из которых большинство — россияне. Языковой экзамен сдали и получили постоянный вид на жительство в Латвии девять обладателей таких ВНЖ. Точнее, двадцать, с учетом членов семьи, которым ПМЖ достается автоматом.


Написать комментарий

законы пишут во вред государству ?

с испанским в Испании себя комфортнее чувствовала бы, а перелету или стояния на границе - - по времени одинаково

для любой рассеянки нет лакомства более желанного, чем кожаный обрез турецкого Ахмета))) http://botsman-katsman.com/poetry/449-kurortnye-budni-russkogo-mira-zaklyuchitelnyy-akkord.html

обыкновенный профессор выложила 140 штук за квартирку да и приехать на выходные не дешево стоит да плюс содержать квартирку тоже в копеечку влетит и приэтом хаить Россию где такие бабки заробатывает
правда есть еще подленький вариант получку из госдепа получать
ну нет у меня к таким веры

Отличная реклама умирающему языку! Дама решила выучить латышский, чтобы понять великую сущность политэлиты, ее замыслы, да и вообще, чем руководствуются нейроны, когда принимают законы или тявканье на соседий. А затем напишет книгу в подробной интерпритации для российского обывателя.
Больше понравилось-"преподавали этнические латыши". Это те, которые курши с латгалами, земгалы с ливам или ливы с селами? Скорее всего- латгалы со всеми остальными, потому как численность латгалов привышало численность остальных.
Подруга, родившиеся в Риге, но проживающая в Москве (сколько лет?), помогает с произношением... Вы это реально? Во всех регионах разное произношение.
Короче, очердной бред шизиков.

обыкновенный профессор выложила 140 штук за квартирку да и приехать на выходные не дешево стоит да плюс содержать квартирку тоже в копеечку влетит и приэтом хаить Россию где такие бабки заробатывает правда есть еще подленький вариант получку из госдепа получать ну нет у меня к таким веры рыбак

Ты больная что ли? Ольга Николаевна - один из самых авторитетных ученых в сфере торгового права зарубежных стран. Тебе ли вякать!?

Написать комментарий