Летун отчаянной отваги 6

12 июля исполняется 140 лет со дня рождения русского летчика Сергея Исаевича Уточкина, совершившего первый полет над нашим городом в июне 1911 года.

Возможно, когда-нибудь один из энтузиастов-краеведов напишет авиационную историю Даугавпилса, в которую вписано немало славных страниц. В небе над Двинском летали такие прославленные летчики, как Сергей Уточкин, Язеп Башко, в годы Второй мировой войны советские летчики героически сражались с фашистами. А сколько замечательных специалистов вышло из стен Даугавпилсского авиационного училища! Кстати, пионер парашютного спорта комбриг  Леонид Григорьевич Минов родился в нашем городе. Пару десятилетий назад из Даугавпилса самолетом можно было слетать Москву, Минск, Ригу, Лиепаю.

Но, к сожалению, именно в нашем городе уже 11-й год подряд «живет и здравствует» проект аэропорта-долгостроя, который даугавпилчане уже привычно называют Нью-Васюками. Оказывается, этот «развод» или «кидок» – не единственный в истории Даугавпилса. Лет так 107 назад житель Двинского уезда, некий Виндель, заключил с крестьянином Звирбулем сделку, оформив ее у нотариуса. Виндель получил от Звирбуля 400 рублей, пообещав не только построить за 3 месяца воздушный корабль, который смог бы поднять в воздух двух пассажиров и лететь в заданном направлении, но и поделиться прибылью от проекта. Довелось ли крестьянину полетать и вернуть свои деньги, история умалчивает. Но, если бы такое произошло, то думается, что тогдашняя пресса пару строк об этом событии уж точно написала бы.

Наш сегодняшний рассказ о первом в истории Двинска авиашоу и о летчике-экстремале Сергее Уточкине.

В небе над Двинском

Задолго до исторического события провинциальный Двинск украсился афишами о предстоящем шоу. В те дни тема воздушного полета была самой обсуждаемой, как среди местной аристократии, так и у простого люда.

Первый двинский аэродром решено было обустроить на лугу, неподалеку от нынешней улицы Нометню в Ругелях. Поле огородили, посередине поставили ангар, в котором и собирали прибывший накануне в город самолет. Для его доставки потребовалось три железнодорожных платформы, сам груз – фанерный биплан «фарман» в разобранном виде вместе с необходимым оборудованием весил 380 пудов – более 6 тонн.

Город жил в предвкушении чуда. И оно пришло.

Ранним солнечным утром под гром восторженных криков, аплодисментов и военного оркестра самолет, пилотируемый Сергеем Уточкиным, на 3 минуты поднялся в воздух, совершил круг над аэродромом и приземлился. После чего «фарман» еще дважды поднимался в небо. Уточкин демонстрировал искусство управления летательным аппаратом, а также сброс почты с самолета в конкретно заданную точку. Планировалось, что на следующий день полеты продолжатся, и в воздух за плату в 100 рублей смогут подняться все желающие, но, увы, погода помешала этим планам. В сильный ветер хрупкие фанерные конструкции просто разламывались.

«Двинский листок» восторженно писал о событиях тех дней: «Вчера у нас состоялся первый в Двинске полет. Зрители заняли почти все места для публики на аэродроме и буквально усеяли каждый холмик, каждую высокую точку окрестностей. В 7.30 аэроплан был установлен на стартовую дорожку, и Уточкин уверенно занял место пилота. Зажужжал мотор, и тысячи взоров устремились к машине. Легкий жест летчика – и аэроплан, пробежав несколько сажен, плавно оторвался от земли под звуки военного оркестра и рукоплескания публики».

«В людях»

Ставший еще при жизни легендой, Уточкин не дожил до своего сорокалетия всего 6 месяцев. 150 вылетов и 4 падения – таков итог его летной карьеры. Фехтовальщик, автогонщик, велосипедист, футболист, яхтсмен, боксер, летчик, любимец женщин и кумир всех мальчишек Сергей Исаевич был удивительным человеком. Писатель Куприн так описал внешность Уточкина: «Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, – платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был очень некрасив, но в минуты оживления – в улыбке – очарователен. Из многих виденных мною людей он – самая яркая, по оригинальности и по душевному размаху, фигура».

Сергей Исаевич родился в семье одесского купца и удачливого строителя-подрядчика. Братья Уточкины – Сергей, Николай и Леонид – очень рано остались сиротами. Их воспитывали чужие люди, бравшие мальчиков пансионерами за деньги, оставленные отцом. 

Трагедия произошла, когда Сережа жил на пансионе в семье алкоголика-преподавателя гимназии. Однажды поднявшаяся на чердак хозяйка нашла там своего мужа, повесившимся в веревочной петле. Обезумевшая от горя женщина на Сережиных глазах схватила кухонный нож и зарезала своих детей. Мальчику удалось убежать, но с тех пор он так и остался на всю жизнь заикой.

Прирожденный боец

В 15 лет Сережа бросил учебу в коммерческом училище и профессионально занялся велосипедным спортом. Когда его упрекнули в этом, он серьезно по-взрослому ответил: «Я не хочу быть философом… Я – спортсмен». Если посмотреть, какими видами спорта увлекался Уточкин, то смело можно говорить о том, что Сергей был прирожденным бойцом, потому что именно борьба была главной.

Сергей сам построил яхту, дав ей странное имя «Баба Ягуржь». Уточкин не раз рисковал на ней жизнью. Однажды яхта, перевернувшись, накрыла его своим корпусом. По счастливой случайности Сергей не утонул. Императорский яхт-клуб вынужден был запретить Уточкину принимать участие в морских гонках. А он нашел себе другое увлечение – небо. Когда один из одесских богачей купил самолет, Уточкин выпросил у него разрешение полетать.

С тех пор он летал, падал, разбивался и снова рвался в небо. Он демонстрировал полеты на аэроплане в Тифлисе и Египте, в Париже, Тамбове — в 70 городах мира. Он падал в Екатеринославле, Петербурге, Новгороде и Москве. В Египте Сергей сошелся с местным полицейским, который угостил его гашишем. Уточкин увлекся этим зельем и даже привез с собой достаточный запас. Потом он перешел на кокаин.

 В 1905 году во время еврейских погромов в Одессе, Уточкин на улице стал на защиту старика-еврея. И получил нож в спину. Когда евреи пришли благодарить его, он отказался от денег, заявив: «Я – человек, и считаю еврея человеком!»

Роковой 1911-й

1911 год стал для Сергея Уточкина поистине роковым, а перелет Москва-Петербург стал его «лебединой песней». Он дважды потерпел крушение, после второго Уточкин взлететь не смог никогда. Всеми забытый, со сломанными ребрами и туго забинтованными ногами он валялся в какой-то заштатной лечебнице, пока его не доставили в Одессу. А в это время искалеченного «Икара» бросила любимая женщина. Его жена ушла к богатому одесскому бизнесмену Артуру Анатре. Из больницы Уточкин вышел совсем больным человеком, страдающим манией преследования.

В последний год жизни Сергей Уточкин страшно бедствовал и голодал. Он скончался в январе 1916 года в больнице Святого Николая Чудотворца для душевнобольных от кровоизлияния в мозг. В связи с войной смерть его осталась практически незамеченной широкой публикой, но его похороны были на удивление многолюдными.

Буквально на следующий вечер после смерти Сергея Уточкина Александр Куприн опубликовал некролог: «В промежутках между полетами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями».

09.07.2016 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Жизнь Уточкин закончил в дурке, как и Дорофеев. Авиаторы!

К сожалению, на иллюстрации (репродукция французской открытки 1910 г) вовсе не Уточкин, а первый российский летчик Михаил Никифорович Ефимов, тоже одессит. Портрет Сергея Уточкина (его полеты в Двинске и другие городские авиационные события того периода) см. в №5 Провинциального альманаха Хронос (Даугавпилс. 2004 - имеется в городских библиотеках).

К сожалению, на иллюстрации (репродукция французской открытки 1910 г) вовсе не Уточкин, а первый российский летчик Михаил Никифорович Ефимов, тоже одессит. Портрет Сергея Уточкина (его полеты в Двинске и другие городские авиационные события того периода) см. в №5 Провинциального альманаха Хронос (Даугавпилс. 2004 - имеется в городских библиотеках). Белев

Портрет Уточкина проще посмотреть в Википедии.

А город в очередной раз отжог!

Кокс?В городе не было,нету и не будет наркотиков!!!@

Портрет Сергея Уточкина (его полеты в Двинске и другие городские авиационные события того периода) см. в №5 Провинциального альманаха Хронос (Даугавпилс. 2004 - имеется в городских библиотеках). Белев

А нет ли у Вас этой статьи в электронном виде? В библиотеку по географическим причинам не добраться... :(

Написать комментарий