Последний русский комендант Даугавпилса 11

В эти дни исполняется 110 лет, как 49-летний генерал-майор Иван Николаевич Львов приступил к выполнению обязанностей коменданта Двинской крепости

Генерал комендантствовал 11 лет и на 3 января 1917 года еще состоял в этой должности. Но не это самое главное.

Важно то, что Иван Николаевич был автором книги о нашей Крепости, и она была лучшей из всего, что издавалось на эту тему. Разве что пару лет назад (во многом благодаря подполковнику запаса Олегу Морозову, выпускнику ДВВАИУ и военному историку) вышел в свет солидный том истории об училище и самой крепости. Но Львов был первым, кто рассказал о Двинской цитадели.

В наши дни

Как вспоминает специалист исторического отдела городского музея Галина Веревочникова, лет десять назад в музей, который как раз готовил выставку к юбилею крепости, пришел солидный мужчина. Он представился Алексеем Всеволодовичем Миловским и назвался праправнуком И.И. Львова. Алексей Всеволодович подарил нашему музею фотографии прапрадеда и прапрабабушки, которые бережно хранятся в семейном архиве, и рассказал то немногое, что знал о своем предке. С тех пор вместе со своей семьей праправнук Львова неоднократно бывал в Даугавпилсе – городе, история которого была так тесно связана с его родственником.

Нет у нас в Крепости памятной доски, посвященной Львову, как нет у нас и добротно изданного труда Ивана Николаевича. И держа в руках глянцевые, но такие безликие и скучные ныне издаваемые буклеты о Динабургской крепости, становится просто стыдно за всю эту никчемную макулатуру и обидно, за неизданные труды Ивана Николаевича Львова. И как было бы замечательно на следующий год, когда исполнится 160 лет со дня рождения последнего коменданта Двинской крепости, осуществить такой проект!

Кстати, в 2017 году мы будем отмечать еще один юбилей – 105 лет назад в честь столетия победы над Наполеоном был установлен крепостной фонтан-пушки. И, кстати, сделано это было при непосредственном участии генерал-лейтенанта Львова. Что тоже является хорошим поводом для издания книги, написанной комендантом.

В армию – после университета

Подполковник Олег Морозов отыскал в госархивах России два послужных списка генерала Львова, которые и позволили составить биографию последнего коменданта Двинской крепости. Но они, к сожалению, очень мало могут рассказать о том, каким человеком был первый автор истории нашей крепости. Как не могут они ответить и на главный вопрос: почему быстрая и блестящая карьера генерал-майора Львова, по сути, закончилась его назначением комендантом цитадели, которая в те годы служила складом?

 Иван Николаевич Львов родился в Москве 24 июня 1857 года. В послужном списке сказано — «из дворян города Москвы». Кстати, именование Львова князем ошибочно, оно не имеет никакого основания.

Спустя неделю после окончания математического факультета Московского университета он поступил на военную службу канониром лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. С этого дня вся дальнейшая его жизнь была связана с армией.

Карьера складывалась удачно. Через шесть лет Львов – уже выпускник Николаевской академии Генерального штаба, самого престижного высшего военного учебного заведения России. 28-летний штабс-капитан получил назначение в Харьковский военный округ. В его послужном списке появилась запись: «При выпуске из академии ему выдано 300 рублей на первоначальное обзаведение лошадью со всею принадлежностью». Львов служил достойно – за усердную службу он был отмечен наградами и повышением в звании. Но опустим перечисление всех его военных регалий и остановимся на двинском периоде его жизни.

Комендантство

20 мая 1906 года (по старому стилю) генерал-майор Львов был назначен комендантом Двинской крепости-склада. В Динабург он приехал с 13-летним сыном Николаем и супругой Анной Александровной (в 1891 году Иван Николаевич взял в жены вдову с дочерью Еленой от первого брака).

Львов прекрасно справлялся со своими прямыми обязанностями, и награда не заставила себя ждать: в апреле 1911-го он был произведен в генерал-лейтенанты. Во время комендантства Львова крепость широко отпраздновала свое 100-летие и 100-летие Отечественной войны 1812 года. В 1912 году в Двинскую цитадель было, наконец, проведено электричество.

С момента основания в крепости в 1868 году приюта имени государя императора Николая Александровича для детей-сирот должность председателя попечительского совета занимали обычно коменданты. Поэтому кроме выполнения своих комендантских обязанностей Иван Николаевич, по традиции, возглавлял это детское учреждение.

19 июля 1914 года Германия объявила войну России. И уже на следующий день в Двинске было введено военное положение. В крепостной госпиталь почти сразу стали поступать раненые с фронта. 2 ноября 1914 года в крепость прибыло августейшее семейство – император Николай II вместе с императрицей и великими княжнами. Высокие гости посетили крепостной собор и госпиталь, где Николай II вручал раненым солдатам Георгиевские кресты. Императрица с дочерьми надевала на раненых образки. Спустя три месяца за отлично-усердную службу генерал Львов был награжден орденом св. Анны 1-й степени.

В это же время была напечатала историческая справка «Крепость-склад Двинск», автором которой был Иван Николаевич Львов.

Последние годы жизни

В крепости Львовы жили в комендантской квартире, располагавшейся неподалеку от Путевого дворца, где ныне трудятся латгальские полицейские. О последних годах жизни генерал-лейтенанта Львова и его семьи историкам рассказал его праправнук Алексей Всеволодович Миловский.

В течение 12-ти лет Двинская крепость была для семьи Львовых домом. Здесь они узнали о революции в России. Не получая никаких распоряжений из Москвы, Львовы – сам Иван Николаевич, его супруга и падчерица с двумя детьми – выживали, как могли. Чтобы прокормить семью, комендант Двинской крепости вынужден был разводить огород, держать корову и кур. Единственным денежным доходом семьи были 150 рублей. Такую мизерную зарплату получала Елена, работавшая учительницей немецкого языка в Двинском реальном училище.

12 мая 1919 года Львовы все еще оставались в Двинске. Иван Николаевич писал сыну, что ждет из Москвы извещения о своем назначении (на какую работу — неизвестно). С приходом польских легионеров Львовы вынуждены были переехать в Свенцяны (ныне литовский город Швенченис), в имение бывшего сослуживца Ивана Николаевича.

Там у генерала открылась язвенная болезнь. Последнему коменданту Двинской крепости было 68 лет, когда он ушел из жизни. После смерти отца сын Николай перевез мать к себе в Москву. Анна Александровна пережила мужа на 14 лет.

P.S. «Наш город» благодарит сотрудников Даугавпилсского краеведческого музея, заместителя директора Людмилу Жилвинскую и специалиста исторического отдела Галину Веревочникову, военного историка подполковника запаса Олега Морозова за предоставленные фотографии и материалы.

 

04.06.2016 , 09:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Вот это надо знать и помнить.

К столетию Наполеоновской кампании были выделены государственные средства для увековечении памяти по этому событию.Распил этих средств филигранно и провернул комендант крепости вкупе со штабс-капитанам Гоцманом и по идее последнего.Вместо отливки статуи из чулана были извлечены и воодружены на пьедестал три списанных пушечных ствола.После февральской революции комендант ждал приглашения в столицу от своего родственника князя Львова.Но Временное правительство пало и наш местный Львов от растройства скоропостижно скончался в бозе.

Не думаю,что он сам был в состоянии написать свою книжку.Скорее аганжировал кого из нижних чинов или из зеков-интеллектуалов,коих множество было заключено в казематах.

Последним русским комендантом Даугавпилса был алкаголик, советский офицер, ст.лейтенант Завертяев. Любитель водки и пельменей из заведения напротив комендатуры.

Последним русским комендантом Даугавпилса был алкаголик, советский офицер, ст.лейтенант Завертяев. Любитель водки и пельменей из заведения напротив комендатуры.

ты уже из музея шмаковки вернулся, что понёс всякую грязь на людей лить ? Не долили самогона ?

ты уже из музея шмаковки вернулся, что понёс всякую грязь на людей лить ? Не долили самогона ? ответ

Ну это заведение как раз для таких как ты открыли! А про Завертяева, которого знал лично - чистая правда!

последним комендантом был Дукшинский..после того как его выперли из Сейма,придумали должность комендант водокачки

А я думал, что РОТКО БЫЛ КОМЕНДАНТОМ.

последним комендантом был Дукшинский..после того как его выперли из Сейма,придумали должность комендант водокачки комендатура

Otlichnij komentarij! V ocheredi stiit ocherednoj poislednij komendant - pjanica Ostrovskij, kotorogo vignali iz Vslsts nekustamie īpašumi za pjanstvo i vorovstvo.

последним комендантом был Дукшинский..после того как его выперли из Сейма,придумали должность комендант водокачки комендатура

Otlichnij komentarij! V ocheredi stpit ocherednoj poislednij komendant - pjanica Ostrovskij, kotorogo vignali iz Vslsts nekustamie īpašumi za pjanstvo i vorovstvo.

На мой взгляд неверно называть Львова последним комендантом Даугавпилса. Во-первых, он был комендантом крепости, а не города. Во-вторых, город именовался Двинском до 1920 года, хотя и позже не был официально переименован... Журналист, как обычно, передёргивает факты для более эффектного заголовка. Кроме того, Львов был обычным штабным офицером, не участвовал в боевых действиях. Для сравнения посмотрите биографию коменданта Пиленко, похороненного в Крепости...

Написать комментарий