Бой с тенью: балтийские особенности «серого» бизнеса 3

Как победить теневую экономику и при этом не угробить в стране предпринимательскую среду? Решит ли проблемы изменение налоговой системы и размера минимальной оплаты труда? Как выглядит сегодня ситуация в Латвии по сравнению с Литвой и Эстонией? И чем грозят всем нам поспешные и непродуманные решения в этой сфере?

На минувшей неделе об этом шла речь на ежегодной конференции, посвященной теневой экономики. Прозвучала позиция и госструктур, и предложения организаций, представляющих интересы предпринимателей. Свое видение проблемы сформулировали Торгово-промышленная палата, Латвийская конфедерация работодателей и общество «Business against shadow economy» (BASE)(«Предприниматели против теневой экономики»).

Инвестиции или «уход» от налогов

Работа над новым планом искоренения теневой экономики в Латвии идет полным ходом. Правительству предстоит утверждать этот план в июне (а не в мае, как это первоначально планировалось). Простых решений, похоже, на сей раз не будет. В обсуждение проблемы активно включились предприниматели, которые, по словам министра экономики Латвии Арвила Ашераденса, теперь уже больше думают об эффективности и инновациях, а не на том, как обойти закон и оптимизировать налоги.

Всего лишь три года назад масштабы теневой экономики в Латвии оценивались как катастрофические и достигали четверти общего объема экономики страны.

В полном объеме намеченного контрмерами достичь не удалось. Но сегодня уже есть поводы для оптимизма. Министр экономики Латвии Арвил Ашераденс даже считает, что Латвия борется с нелегальной хозяйственно-экономической деятельностью жителей страны успешнее, чем Эстония, которую мы постоянно ставим себе в пример.

Министр подчеркнул, что латвийская экономика достигла определенного уровня зрелости и приглашение страны в Организацию экономического сотрудничества и развития подтверждает это. Готовность предпринимателей работать над созданием плана борьбы с теневой экономикой вместе с властными структурами тоже свидетельство нового уровня.

Лукавые цифры статистики

Теневая экономика — это не только зарплата в конвертах. Это контрабанда, в том числе и в очень крупных размерах, это мошенничество с еврофондами, откаты «решальщикам» с госзаказов и изначально преступные схемы бизнеса, позволяющие не платить НДС и уклоняться от прочих платежей, а также нелегальное предпринимательство и двойная бухгалтерия многих тысяч предприятий.

Конференция нынче была уже 6-ой по счету. В полном объеме - в режиме реального времени — работу ее транслировало агентство LETA, а выступления спикеров растащили на цитаты и широко освещали в СМИ. Довольно забавно сравнить новостные заголовки, сопоставляющие ситуацию в Латвии и положением дел в Литве и Эстонии, с выводами и аналитическими графиками участников дебатов.

Приятно, конечно, гордиться страной, читая: «Теневая экономика в Латвии сократилась, в Литве и Эстонии выросла». Но лучше ли у нас дела, чем у соседей?.. Сократилась-то наша латвийская «зона тени» (на 2,2) — всего до 21,3 процента от ВВП, а литовская — хоть и выросла в прошлом году на 2,5 процента — составила от ВВП только 15 процентов. В Эстонии —опять же при росте объемов теневого сектора (за год на 1,7 процента)— доля его среди балтийских стран наименьшая— 14,9 процента.

В президиуме конференции Янис Эндзиньш (Торгово-промышленная палата Латвии) и экономис Арнис Саука (SSE Riga)В президиуме конференции Янис Эндзиньш (Торгово-промышленная палата Латвии) и экономис Арнис Саука (SSE Riga). Фото: Иева Лука/LETA

Эти и многие другие цифры приведены в объемном исследовании Стокгольмской школы экономики (SSE Riga), проведенном при поддержке SEB Banka. Результатов этой работы и ее выводов специалисты разных отраслей ждали с нетерпением. Ведь без них понятно одно:

при всех победных рапортах СГД бюджетных средств для решения текущих задач в казне страны недостаточно

и денег на реформы, которых ждут в здравоохранении и образовании, взять неоткуда.

Тем не менее, в цифрах, на конференции озвученных экономистом Арисом Саукой, многие сомневались. Сомневался министр финансов (см. выше) и представители латвийских строителей, выступившие прямо из зала — в том смысле, что если соседи-литовцы в чем и преуспели по части борьбы с теневой экономикой — так это в отчетности и статистике…

Что предлагают предприниматели?

Про строителей поясню на примере: во всех трех балтийских странах теневая экономика наиболее распространена в строительстве. А если в цифрах, то Латвия выглядит в этой отрасли хуже всех — 40 процентов к ВВП достигает доля теневого бизнеса. А у соседей аналогичные цифры уже менее страшны (20,1 — в Литве, 21,6 — в Эстонии). Но вот наши строители, не понаслышке знающие работу соседей-литовцев, в честности их статистики сомневаются.

Что конкретно предлагают предприниматели — правительственному плану?

Предлагают отказаться от акцизного налога на кофе — все равно более половины всего потребляемого его количества его в Латвию идет контрабандой

, а бюджет в итоге и акциза не собирает, и много теряет за счет неуплат НДС. Высказывалась идея ввести ежемесячный фиксированный налог на услуги такси, искоренить пиратство в области интеллектуальной собственности, провести комплекс мер, делающих неотвратимой ответственность за преступления, ввести «чековую лотерею».

Представители предпринимательского сообщества выступили за четкую, прогнозируемую и стабильную среднесрочную налоговую политику, соотнесенную с Национальным планом развития на 2014 — 2020 годы. Надеются они при этом на снижение налоговой нагрузки на рабочую силу - и причем таким образом, чтобы при этом не увеличился для них гнет административный. Предлагают подумать и о снижении обязательных для работодателей социальных платежей, которые считают слишком высокими.

Искривление латвийского рынка

Шла речь и о материях для далекого от бизнеса обывателя совсем уж скучных - об изменениях в законодательстве и в практике публичных закупок, ведь принцип наименьшей цены корежит рынок. Например,

в строительной сфере он загоняются в «серую зону» те, кто хотел бы работать честно, но рискует потерять конкурентоспособность, заплатив все налоги.

Ежегодная конференция по теневой экономике собирала в лекционной аудитории Стокгольсмской экономической школы многих авторитетных специалистов. А также заинтересованных зрителей — этот наш «бой с тенью» мероприятие публичное. Он же - зрелище с правом сказать свое слово кому-то из присутствовавших в зале зрителей. Один из представителей малого бизнеса, например заявил:

теневая экономика полезна для страны, а борьба с нею лишит население целого ряда доступных сегодня услуг - или вздует цены на услуги такси, сантехников или электриков.

С просьбой прокомментировать ситуацию с теневой экономикой в Латвии — по сравнению с Эстонией и Литвой — а также перспективы создаваемого плана, русский TVNET обратился к экс-премьеру Ивару Годманису. Ведь он занимался проблемами наполнения госказны, налогов и финансов в разных качествах — как премьер и министр финансов, депутат Сейма и Европарламента и преподаватель, создавший уникальный авторский курс экономики для предпринимателей.

Налоговый гнет: где взять денег на реформы?

По мнению господина Годманиса, невозможно изменить какой-то один налог, не вызвав последствий, в том числе и заранее не спрогнозированных. Налоговая система — сложный клубок взаимозависимостей и взаимосвязей, и когда мы пытаемся сравнивать себя, например, с Эстонией, мы часто этого не учитываем. К тому же,

жалобы латвийских предпринимателей на чрезмерный налоговый гнет часто бывают необоснованными.

Например, если при помощи налогового калькулятора в интернете произвести самый простейший подсчет — во что обходится работодателю работник с зарплатой «на бумаге», предположим, в тысячу евро , то цифры будут в пользу Латвии (1250 евро — у нас, и 1330 евро в Эстонии). Другой вопрос, что наши соседи применяют к зарплатам работающих другой не облагаемый минимум (154 евро в Эстонии, 145 евро — в Литве, 75 евро — в Латвии).

Господин Годманис — в качестве комментария — прочитал мне целую лекцию о том, чем государства богатеют, и почему в делах изменения налоговой системы страны не может быть непродуманости и популизма. Разговор на «скучные» налоговые темы показался нам настолько увлекательным, что русский TVNET договорился с первым премьером второй Латвийской республики о более обстоятельном интервью. А пока — вкратце.

Экс-премьер Годманис считает планы увеличить собираемость налогов в 2016 году более, чем на 6 процентов очень амбициозными, ведь при нынешних темпах роста экономики (в три процента) это - круто.

Сумеет ли правительство Мариса Кучинскиса решить вопрос собираемости налогов - это ключевой вопрос развития страны

и, можно сказать, вопрос жизни и смерти для самого правительства. Без увеличения доходной части бюджета ничего не удастся решить, имеющихся сегодня средств резко недостаточно на решение проблем в здравоохранении и образовании.

По мнению экс-премьера Ивара Годманиса сегодня борьба с теневой экономикой в Латвии вышла на качественно новый уровень. Если прежде общество склонно было считать, что это дело исключительно Службы госдоходов, минфина, правительства, то сегодня уровень дискуссии совершенно иной. Особенно важно, что в обсуждении плана правительства активно участвуют предприниматели.


Написать комментарий

Но сегодня уже есть поводы для оптимизма. Министр экономики Латвии Арвил Ашераденс даже считает, что Латвия борется с нелегальной хозяйственно-экономической деятельностью жителей страны успешнее, чем Эстония, которую мы постоянно ставим себе в пример.

Как такие люди становятся министрами? Прежде чем радоваться и искать повод для оптимизма, поинтересуйтесь доходами эстонского бюджета! На кой хрен им бороться в усиленном режиме и показывать какие-то успехи, если у них и без этого всё в порядке. Там борьба с подобным явлением идёт потому, что так надо. Просто надо и всё. Ну и чтобы заодно отбивать желание горящих особым желанием уйти в тень.
Поэтому это не повод для оптимизма, это очередной повод огорчиться! Вы бездари от руководства! Вы не умеете считать финансы. У вас нет хозяйского подхода! Наши налоги не являются самыми большими в Европе, как это пытаются показать многие предприниматели. Отнюдь. Вполне себе ничего. НО ЛЮДИ НИКОГДА НЕ БУДУТ НИЧЕГО ПЛАТИТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УВИДЯТ, НА ЧТО УХОДЯТ ИХ ДЕНЬГИ!!! Чиновников в Эстонии гораздо меньше, свои функции они исполняют гораздо лучше. Вот от чём нужно задуматься. Либо у нас неэффективное законодательство, которое постоянно меняется и за которым даже сами чиновники не поспевают, либо у нас неэффективные исполнители, которые не понимают, как можно улучшить свою работу, а тупо занимают место и получают зарплату.

Теневая экономика — это не только зарплата в конвертах. Это контрабанда, в том числе и в очень крупных размерах, это мошенничество с еврофондами, откаты «решальщикам» с госзаказов и изначально преступные схемы бизнеса, позволяющие не платить НДС и уклоняться от прочих платежей, а также нелегальное предпринимательство и двойная бухгалтерия многих тысяч предприятий.

Совершенно верно. Только все эти предприятия крышуются самими чиновниками высшего звена. Это искажает рыночную ситуацию и поэтому другим предпринимателям приходится под эти правила подстраиваться.

Приятно, конечно, гордиться страной, читая: «Теневая экономика в Латвии сократилась, в Литве и Эстонии выросла».

Гордиться? Чем? Тем, что предприниматели из Латвии схемы по отмыву перенесли в Литву и Эстонию, потому что там борьба не носит такого жёсткого характера, как в последнее время в Латвии? Ну и кому от этого легче стало? В Латвию всё-равно налоги не пошли. Снизили процент? Ну так и общая деловая активность снизилась, так как ушли фиктивные обороты.

Написать комментарий