Крастиньш: «Кризис власти всегда наступает неожиданно!»

Тень будущего правительства уже витает в сейме, и одним из главных конструкторов новой правящей коалиции называют "серого кардинала" Народной партии, депутата Рижской думы и советника министра финансов Эдмунда Крастиньша. Именно ему поручили координировать от "народников" переговоры с репшистами. Сегодня Эдмундс Крастиньш, которого называют кандидатом в премьеры, отвечает на вопросы "Вести Сегодня".

— Г–н Крастиньш, вы две недели общались с репшистами. О чем вы договорились? И вообще зачем вам понадобилось вступать в переговоры с оппозиционерами?

— Мы пошли на эти переговоры по очень простой причине: нынешнее правительство сегодня не имеет большинства в cейме, и, поскольку премьер Эмсис в отведенные 100 дней не смог заручиться поддержкой правой оппозиции, мы взяли инициативу на себя. Наша цель — согласовать с коллегами из “Нового времени” позицию по актуальным в стране проблемам и договориться о совместном голосовании по тем вопросам, где наши позиции совпадают. Скажу честно: переговоры проходили трудно, и, хотя обе партии являются правыми, далеко не по всем вопросам нам удалось прийти к общему знаменателю. Тем не менее мы условились, что отдельные законопроекты будем подавать сообща. Особо подчеркну: наша партия никогда не обещала, что в ходе этих переговоров с “Новым временем” мы будем конструировать новое правительство. Скажите, ну какой смысл разваливать нормально работающее правительство, если нет уверенности, что следующее правительство будет лучше?

— А вот репшисты уже заявили о своих претензиях на посты премьера, министров финансов и внутренних дел!

— Вы знаете, мне даже не хочется это комментировать, поскольку мы со своей стороны никакими кадровыми вопросами не занимались. Вообще, на мой взгляд, сначала нужно договариваться о принципах работы нового правительства, о программе действий, а потом уже делить портфели. Конечно, не очень приятно, когда еще до начала консультаций по будущему правительству партнеры выдвигают какие–то условия. Особенно по постам. Особенно учитывая, что выдвижение кандидата в премьеры — это прерогатива президента.

— После очередного раунда переговоров с репшистами появилась информация, что две партии готовы выработать общие предложения по решению острого вопроса арендной платы в хозяйских домах. Однако затем репшисты заявили, что ваше предложение — выплачивать компенсации малоимущим жильцам денационализированных домов — они поддерживать не будут. Почему вы вообще предлагаете решать эту проблему путем выплаты компенсаций? Почему вы против сохранения потолка арендной платы в хозяйских домах?

— Мы считаем, что предложение еще на несколько лет сохранить потолок арендной платы — это опять попытка решить проблему одних за счет ущемления других. В данном случае мы на какое–то время решаем проблему жильцов хозяйских домов, но продолжаем ущемлять права домовладельцев. Ведь при нынешних тарифах на жилье домовладельцы не в состоянии ни содержать дом, ни сделать в нем ремонт, ни взять кредиты для реконструкции домов, находящихся по большей части в аварийном состоянии. Да, мы отдаем себе отчет, что для многих семей арендная плата в хозяйских домах будет непосильна. Поэтому и предлагаем разработать механизм компенсации.

— И взвалить все финансовые затраты на плечи самоуправлений? Рижские власти уже предупредили, что у них просто не будет таких средств.

— Извините, но мы нигде не заявляли, что только самоуправления в одиночку должны будут эту проблему решать. Конечно, необходимо участие и государства. Компенсации нужно выплачивать не всем жильцам хозяйских домов, а только тем, кто действительно не в состоянии платить такую аренду и находится перед угрозой выселения. Мы не должны допустить, чтобы семьи выбрасывали на улицу, нам новые бездомные не нужны.

Работать необходимо как минимум в трех направлениях. Увеличивать строительство муниципального жилья, выплачивать компенсации семьям на переселение в другие квартиры и даже на переселение в другие города страны, где квартиры стоят намного дешевле, чем в Риге.

Что же касается сетований рижских властей на отсутствие средств, так у них на всякие ненужные проекты деньги всегда находятся, а вот на конкретную помощь жителям — почему–то нет! Лучше пусть уменьшат административные расходы, которые растут в геометрической прогрессии.

— Так или иначе, в Риге придется строить новое жилье. Каким должен быть механизм?

— Программа строительства началась. Первые дома в Дрейлини уже заселены. Вопрос в другом: каким должны быть финансирование, объемы. И происходит ли честная конкуренция в частном секторе. Частный сектор ведь тоже строит! Другое дело — как понизить издержки, должна быть конкуренция. Тот же городской “Ригас пилсетбувниекс” собирается выходить на рынок жилья, а не только строить. Но “Пилсетбувниекс” получает большую поддержку самоуправления в создании инфраструктуры, он может продавать квартиры дешевле, нежели частники. И это может создать существенную проблему. Город в очень редких случаях поддерживает инфраструктурой частную инициативу жилищного строительства. Например, поселок “Шампетер”, построенный фирмой Калнозолса. Но если мы хотим, чтобы квартиры строили, должна быть честная конкуренция проектов, и кто собирается продавать жилье за меньшую цену, тех город и должен поддерживать, подводить водопровод, канализацию, прокладывать дороги.

— Но сейчас частные строительные фирмы закладывают в свой бюджет до 30% доходности от продажи квартир. В Зиепниеккалнсе собираются построить 52 тыс. кв. метров жилья, вложив 16 млн. латов, а продать их хотят за 28 млн.

— Не думаю, что у тех бизнесменов все будет безоблачно. Строят ведь многие. Но строят на кредиты, и когда все это выплеснется на рынок, не станет раскупаться, а кредиторы начнут поджимать, то цены станут стремительно падать.

— Что вам как оппозиционному в Рижской думе депутату удалось воплотить из обещанного народу перед прошлыми муниципальными выборами?

— Много чего. Даже находясь в оппозиции. Так как у социал–демократов с собственными идеями было негусто, они взяли себе много наших предложений. Например, концепции двух новых мостов через Даугаву, поддержку детских кружков, создание детального плана развития исторического центра, чего мы давно добивались. Наше требование об уменьшении стоимости проезда в прямом виде не прошло, но учащиеся 1–4–х классов получили право бесплатного проезда. Городской бюджет разложен по полочкам и показывает реальную ситуацию, не скрывая всех доходов и долгов. Теперь, как мы требовали, совершенно открыто происходит распределение компенсационных земель, даже с регулярной публикацией в прессе.

— Чего вам не удалось достичь?

— Привести в порядок движение транспорта в той же Старой Риге. Не привлечено европейское финансирование. Лишь недавно Рига приступила к составлению документов на софинансирование из европейских фондов важных для Риги проектов.

— А европейские деньги хоть целесообразно осваивать собрались?

— Понимаете, уже сейчас на подъездах к Славянскому мосту, на слиянии улиц Маскавас и Краста и спуске к ним со Славянского моста образуются длинные пробки. И если мы просто перекинем через реку Южный мост и примкнем его к уже существующим пробкам, то заторы лишь увеличатся. Привлекая же средства из Европейского фонда развития, можно построить необходимые Южному мосту развязки и разъезды. А деньги немаленькие, речь может идти о 30 миллионах латов.

— Кто станет кандидатом в мэры Риги от “народников”?

— Андрис Аргалис.

— Значит ли это, что Народная партия не поддержит изменения в законе “О самоуправлениях”?

— Введение 5–процентного барьера мы поддерживаем. Но считаем, что не следует принимать отдельный закон “О столице”. Сейчас подано два предложения: “тевземцы” хотят сузить полномочия Рижской думы, а соцдемы, наоборот, расширить их. Мы считаем, что в Риге законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, то есть руководящие сотрудники исполнительных структур не могут одновременно быть столичными депутатами. Иначе выходит, что они сами себя контролируют.

— Воплоти 5–процентный барьер на прошлых выборах, сейчас не был бы вице–мэром Айвар Крейтусс, а главой транспортного комитета Гунтис Пилсумс…

— …И не случилось бы никакой трагедии! Кому эти люди подотчетны — весьма небольшой группе избирателей.

— Вас как экономиста не беспокоит сильный рост инфляции?

— Разумеется, беспокоит. Но сейчас еще трудно сказать, будет этот рост кратковременным или мы и дальше будем наблюдать рост инфляции. Причины кратковременного роста понятны: повышение с 1 января тарифов на газ, электричество, введение налогов 1 мая в связи с нашим вступлением в ЕС на целый ряд товаров. Вскоре мы увидим: если инфляция продолжит расти, значит, уже можно будет говорить о перегреве латвийской экономики. То есть темпы экономического роста слишком велики, цены растут медленнее, чем зарплаты, и спрос превышает предложение. Не исключено, что на рост инфляции влияет и кредитная политика. Мы ведь видим, что кредиты нынче берут в массовом порядке, и, возможно, выдача части кредитов происходит необоснованно, без учета реальных возможностей их отдать. Таким образом, нужно немного подождать, чтобы понять природу роста инфляции, и тогда уже будем думать, как с этим бороться.

— Чего вы ждете 1 сентября? На ваш взгляд, будут ли эксцессы?

— Все–таки мы не на востоке, где темперамент частенько берет вверх над разумом. Поэтому я надеюсь, что 1 сентября никаких эксцессов не будет и все пройдет спокойно. Хотя, наверное, есть в нашей стране люди, жаждущие провокаций. Да и наш большой сосед не прочь увидеть здесь массовые потасовки. Остается уповать на здравый смысл организаторов и участников всех акций протеста и на профессионализм спецслужб.

— Ваш прогноз: мы можем еще в этом году ожидать смены правительства?

— Как показывает опыт, правительственный кризис обычно наступает тогда, когда его меньше всего ждут. Пока никто вам сегодня не скажет дату смены власти. Покажут время и развитие ситуации.

25.08.2004 , 14:55

"Вести сегодня"


Написать комментарий