Тяжелая артиллерия «Мэтров» даугавпилсского рока 3

Андрей Кудирка
Андрей Кудирка
Если в 1990-х годах вы были студентами и учились в Даугавпилсе, то непременно помните известную группу под названием Metrs.

Когда кто-то из друзей узнавал от автора этих строк, что с данным квартетом у меня запланирована беседа, то искренне удивлялись: «Как?! Эти динозавры местного рока еще существуют?».

Не только существуют, но и успешно выступают! После громкого, бронебойного концерта в баре Artillerijas pāgrabi «Наш город.» задал ребятам из квартета несколько вопросов.

Четверть века музыкальной дружбы

- Группа Metrs – это…

Улдис Рулюкс: - В первую очередь, это дружба. По музыкальному стилю – мы гранж-рок, достаточно депрессивный. Тексты у нас, по большому счету, социальные.

- Расскажите о себе и о вашем составе

Улдис Рулюкс: - Это Эдмундс Тамнис (гитара, бэк-вокал), Андрейс Зелчс (барабаны), Гунтарс Шембетс (бас-гитара, бэк-вокал) и я – Улдис Рулюкс (вокал, гитара). Ядро группы не меняется. Лидера у нас, по большому счету, нет, хотя Гунтарс – самый старший из нас и при этом самый ответственный. Образовались мы в 1993 году, получается, уже почти четверть века назад.

Гунтарс Шембетс: - За это время сильно ничего не изменилось. Мы были студентами Даугавпилсского педагогического института (теперь – ДУ), учились на разных факультетах, но каким-то образом нашли друг друга. В те годы кто-то со сцены играл вальсы, польки, кто-то – Иосифа Кобзона. Смотря на все это, подумалось – а почему бы не играть на танцах рок-музыку и рок-баллады? Мы переигрывали вещи тогда уже известных латвийских групп – Līvi, Remix, Jumprava… Эти группы были известны еще при Советском Союзе. Мы исполняли кавер-версии этих музыкантов. Плюс, на своих выступлениях играли что-то из западного репертуара: того же Боба Дилана или популярные в то время хиты ирландской группы U2. Тогда, в 90-е, были очень востребованы танцевальные вечера. Дискотека с живой музыкой. Нас под свою опеку взял Центр латышской культуры. Они предоставили нам помещение, разрешили репетировать и играть. А мы, в свою очередь, отрабатывали это, играя на вечерах танцев.

- Людей на ваши концерты много приходило?

У. Р.:- Я припоминаю один из таких концертов – тогда пришло 1200 человек. По тем временам, это константа.

Г. Ш.:- Что касается состава – из местных, из Даугавпилса, только барабанщик. Эдмундс – из Илуксте, Улдис – из Екабпилса, а сам я – из Резекне. Двое из нас в ДУ окончили факультет физического воспитания, Эдмунд Таманис – физико-математический факультет, Андрей учился на экономическом. После окончания учебы все остались и пристроились в Даугавпилсе. Был этап семейных дел – женитьба, дети. Из-за чего приостановили творческую деятельность. Но мы продолжали дружить. Дети подросли, дома делать как бы уже и нечего. Решили – давай по-серьезному музыкой заниматься. В итоге, 5 лет назад возобновили творческую деятельность. Сочинили новые песни, записали альбом.

У. Р.:- Ну а сейчас регулярно репетируем, играем, радуемся жизни. Стоит вспомнить нашего предыдущего барабанщика, Талиса Лукьянскиса. Мы не потеряли с ним контактов, общаемся. Есть простой момент – сейчас мы играем с Андреем, потому что все уже вроде как местные, мы все – в городе, и так легче репетировать.

- Музыка для вас – хобби или призвание?

У. Р.: - 23 года мы играем вместе, можно сказать, вместе съели пуд соли. Музыка – хобби, а не призвание. У всех у нас есть своя постоянная работа. Но мы рады, что можем что-то играть для удовольствия других.

Г. Ш.: - Как-то догнать современную музыку сложно, но мы пытаемся. Может, не особо получается, но иногда кажется – а зачем за кем-то гоняться? Мы играем сами для себя и для своей уже сложившейся публики. Нам есть, что сказать, что выразить путем музыки и текстов. Ты можешь мастерски играть, но тебе нечего сказать. Зачем тогда лезть на сцену? Это не наш случай.

Наша музыка абсолютно не коммерческая, мы играем то, что нам самим нравится. Выражаем посредством композиций то, что хотим сказать и как хотим. Для кого-то это, может, резкая музыка, может, депрессивная. Но какая есть. Это – наша музыка! Технически она не сложная – какие-то стандартные рифы.

Мы выросли на «Нирване»

- А у самих – какие музыкальные предпочтения?

У. Р.: - Мы выросли на музыке стиля «гранж» – помните знаменитую Nirvanu? На творчество повлияли и панки. Что касается музыкального вкуса – он разнообразен. Мы можем слушать и ирландскую музыку, и группу Red Hot Chili Peppers. Групп очень много, всего не охватить.

Мы считаем, что судьба к нам благоволит – мы все остались в этом городе, в Даугавпилсе. Мы вместе! Это главное. Мы чиновники, госслужащие, у всех очень удачно сложилась карьера. Эдмунд – преподаватель физики, Андрей работает в банке. Ты не можешь себе представить, как мы за эти 23 года уже надоели друг другу! Но когда плохо и одиноко – с кем еще пообщаться, кому еще позвонить?

- Все музыканты мечтают о большом успехе за пределами Латвии. Получить такую же славу, как Prāta vētra…

У. Р.: - Кстати, по возрасту мы на 2 месяца старше группы Brainstorm (Prāta vētra). Технически то, что они играют – ничего сложного. Спросите у музыкальных профессоров – подтвердят! У нас не получилось взойти на большой музыкальный олимп, а у них… Это случай. В 1997 году мы записали кассетный альбом, наша музыка альтернативная все-таки. Мы никогда не играем ради большой публики, тем более – ради коммерции. Мы не можем зарабатывать своей музыкой. Мы закончили учебу, все нашли себе работу. И просто параллельно занимались музыкой. Просто на уровне хобби. А Prāta vētra решили, что будут жить и зарабатывать музыкой. Это супер, конечно, если так складываются обстоятельства. Как играют они – никто и никогда на таком уровне не играл. И вряд ли в Латвии в ближайшем будущем появится такая супергруппа.

Г. Ш.: - Наша мечта – скажем, 75-летними стариками «бомбить» свою музыку в солидном и известном клубе! Это будет красиво.

Физика и рок

- Эдмундс, помогает ли тебе физика в музыке?

Э. Т.: - Однозначно. Знания физики очень важны. Например, комба у меня самодельная. Могу гитару подделать, отрегулировать. Подключить осциллографы, педали. Без физики – никуда!

Г. Ш.: - Эдмундс – паяльник нашей группы! Нам с ним повезло. Будет время – еще лазер вместо струн придумает…

Э. Т.: Тогда это будет уже не рок. Струна – она и есть струна.

- Важнее для вас все-таки поэзия или музыка?

У. Р.: - Для меня – идея! Скажем, песня Labākā diena – очень старая песня. Слова к ней написал наш общий друг, а мы в общаге на Парадес наложили на эти слова музыку. Играть на гитаре лично у меня получается хуже.

Г. Ш.: - Мне кажется, новой музыки много не придумаешь, нот же всего семь, как известно. А вот слова – здесь большое поле для деятельности. Социально значимых текстов можно написать множество. Например, у нас есть песня про Афганистан и про войну там.

- В музыкальных фестивалях участвуете?

У.Р.:- Мы участвовали в таких известных в Латвии фестивалях, как «Горчица и мед», Bildes и других. В 1996 году мы поехали на знаменитый фестиваль Bildes. Своего транспорта у нас тогда не было, пришлось ехать на поезде. Получилось, что мы на него втроем опоздали, вовремя пришел барабанщик. Ехали на попутках, кто-то (кажется, гость из Москвы) довез нас до Ливан. Там опять голосовали – никто не останавливается. Вытянули пять латов, начали ими голосовать. С грехом пополам доехали до Риги, за 10 минут до репетиции. И при этом успешно выступили.

- Новый альбом записываете?

У. Р.:- Сейчас мы работаем над новым альбомом. Цель – сделать качественную запись. Были какие-то обломы при записи предыдущих альбомов – мы поздно понимаем, что надо делать. Но в любом случае новый альбом – никакой коммерции. Это будет музыка для души. Еще есть мечта выступить на празднике города. В принципе, это несложно. Может, до этого мы были не готовы.

Г. Ш.: - Но есть опасения, что новый альбом – это уже не будет прежний стиль. Скорее – постгранж.

Об альбоме «Лучший день»

В середине ноября прошлого года в Даугавпилсе ветераны рок-группы Metrs выпустили свой второй студийный альбом под названием «Лучший день». В него вошли 10 песен, в том числе – отличная кавер-версия латышского хита 1980-х «Сумерки» Айгарса Кресла. После выхода альбома сразу же появился клип на титульную песню «Лучший день». Сам альбом – с множеством музыкальных и текстовых аллегорий. Социальные тексты повествуют о происходящих вокруг несправедливостях, в частности, о неприемлемом, по мнению группы, отношении государственных вождей к своему народу и к его хрупким надеждам.

21.11.2015 , 11:15

Андрей Кудирка , Gorod.lv


Написать комментарий

Спасибо за замечательный репортаж о замечательной группе!

wow, es vinus arī atceros! bija labi danči!

У вас ошибка, на бас-гитаре Гунтарс ШембеЛс

Написать комментарий