Принцип домино

На минувшей неделе начался новый акт политического спектакля. По его сценарию утверждались поправки к бюджету нынешнего года и разыгрывалась эпопея вокруг Ингриды Удре с привлечением новых актеров, в том числе и спецслужб.

ЧТОБЫ ГРОМКО НЕ КРИЧАЛИ

Но начнем с более приятного. Правительство вновь вернулось к теме повышения необлагаемого налогом минимума. Было обещано, что уже с 1 января будущего года от налогообложения избавят 26 латов от зарплаты, а также повысят налоговые льготы на иждивенцев. Предполагается, что в 2006 году необлагаемый налогом минимум составит 32 лата, в 2007 году — 40 латов, и затем каждый год будет повышаться на 10 латов. Рост налоговых льгот для тех, у кого есть иждивенцы, предусматривается еще более стремительный.

Но о том, что будет в 2006 году и позже, судить пока рано. Решено, что о повышении необлагаемого минимума на каждый последующий год правительство будет решать до 30 июня года текущего. То есть рост его может быть и заморожен. Здесь уж как политическая карта ляжет — за повышение обычно яростно выступает оппозиция, которая, как только попадает в правительство, да притом в кресло министра финансов, тут же разводит руками: извините, мол, но дефицит бюджета!

Кроме того, каждый раз по этому поводу выступают самоуправления, которые опасаются, что лишатся большой части доходов, если “минимум” будет повышаться. Ведь львиная доля подоходного налога идет именно в региональные бюджеты. И не хочет провинция верить, что не потеряет от того, что предпринимателям и всем остальным жителям станет легче жить, — просто темпы доходов несколько сократятся, и только.

Если говорить о возможностях бюджета повысить необлагаемый минимум, то надеяться есть на что. Вон, в этом году помимо ранее объявленной дополнительной прибыли государства в 54 млн. латов неожиданно обнаружились еще 11,4 млн. латов. Эти деньги, как пояснил министр финансов Оскар Спурдзиньш, государство получило в качестве дивидендов от использования госкапитала в предприятиях, полностью или частично ему принадлежащих. Как сказал г-н Спурдзиньш, “предприятия подсчитали и обнаружили, что могут заплатить больше”. Эту дополнительную прибыль решено пустить на единовременные инвестиции самоуправлениям — чтобы, видимо, они не так громко возмущались.

ЛЮБОВЬЮ ЖАРКОЮ ПЫЛАЯ

Однако это не единственное решение министров по поправкам к бюджету. За рекордное время — примерно 10 минут — министры решили судьбу почти 800 предложений, поданных депутатами Сейма. Депутатских поправок оставили на 1,5 млн. Ls (из 36 млн. Ls), естественно, поставив крест на предложениях от оппозиции. (Как образно выразился премьер Эмсис, “господин Спурдзньш отобрал зерна от плевел”.) Конечно, не все оппозиционное “народнику” Спурдзиньшу чуждо. Были учтены поправки от Партии народного согласия, без поддержки которой нынешнему правительству не жить, и одно предложение, что особо подчеркнул министр финансов, — от партии “Новое время”.

В последнем случае речь идет о символичных нескольких сотнях тысяч латов на поддержку Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, в то время как многомиллионные запросы “репшистов” были отметены. Но в силу нарастающей любви между “Новым временем” и Народной партией, которую представляет г-н Спурдзиньш, такая уступка многого стоит. Больше половины поправок были отметены как “антибюджетные” либо “соответствующие предложениям коалиции”. В довершение Оскар Спурдзиньш клялся Kb, что любит оппозицию и в своей работе не руководствуется политикой. Мы так и думали, конечно…

КТО ПРИКРЫВАЕТСЯ “ЛАДОНЬЮ”?

“Оранжевый” след на минувшей неделе проявился в эпопее вокруг назначения Ингриды Удре на пост еврокомиссара. Министр внутренних дел Эрик Екабсонс, возглавляющий Латвийскую первую партию, натравил спецслужбы на антикоррупционную организацию Delna. Напомним: она проводила пикет у здания парламента с требованием отставки Ингриды Удре, обвинив ее и премьера Эмсиса в “политической коррумпированности”. Сначала оплеуху антикоррупционерам закатила президент, сделав это, впрочем, традиционно безграмотно и безапелляционно. Вайра Вике-Фрейберга заявила, что назначение Ингриды Удре не подлежит обсуждению, а потому Delna не имеет права вмешиваться во внутриполитические процессы. Канадской пенсионерке осталось только воскликнуть: “Государство — это я!”

То ли дело “священник” Екабсонс, который обвинил в махинациях Джорджа Сороса, спонсирующего антикоррупционеров, а последних сравнил с национал-большевиками. В итоге Полиции безопасности было поручено проверить деятельность Delna и выяснить, “какие цели она преследует и кто за этим стоит”. В связи с этой цитатой можно упомянуть слухи, витающие в коридорах власти, о том, что Delna — сплошь “оранжевый” проект. Злопыхатели поговаривают даже, что глава организации Инесе Войка состоит в браке с функционером Народной партии.

Во всяком случае, Delna сыграла в этой истории не самую лучшую роль. Участников организации возмутило единоличное выдвижение премьером г-жи Удре на пост комиссара. Что ж, имеют право. Но почему они молчали, когда г-н Репше, в бытность премьером, единолично выдвинул на пост еврокомиссара Сандру Калниете?! Здесь стоит вспомнить, что именно Народная партия выступала за сохранение на брюссельском посту Калниете. Что это: простое совпадение? С другой стороны, опала на общественную организацию, думается, не пройдет для правящего меньшинства даром. В конце концов, Delna достаточно ярко проявила себя на антикоррупционном поле и в глазах общественности имеет более стойкую репутацию, чем тот же Екабсонс.

Но на этом скандал не заканчивается. На минувшей недели вслед за телохранителем Удре во взятке был уличен ее шофер. Оба они якобы пытались способствовать некоему знакомому, чей груз застрял на таможне. Напомним, что “таможенное дело” возникло аккурат после того, как стало известно о назначении Ингриды Удре на пост комиссара по таможне и налогам. Остается только гадать, какой еще компромат и на кого найдется в политических закромах нашей родины. Может, уборщицу повяжут?

24.08.2004 , 14:53

kba.lv


Темы: ,
Написать комментарий