Португалия – страна первооткрывателей 1

Согласно легенде, Лиссабон был основан Улиссом, который, обнаружив его во время своих странствий, назвал город Олисипо. Отсюда пошло современное португальское название Лишбоа (Лиссабон)...

Позднее, в 1200 г., сюда пришли финикийцы и окрестили город новым именем Улис-Уббо, что означает “волшебная гавань”. С пришествием римлян город, достигший к тому времени процветания, стал называться Фелицитас Юлия – Счастливый Юлий, в честь Юлия Цезаря. Когда впоследствии город захватили арабы, они нарекли его Уль-Ушбуна.

На протяжении всей истории Португальского государства различные народы формировали культурный облик города. Римляне, германские племена, арабы и мавры, испанцы и сами португальцы оставили замечательные архитектурные творения и культурные традиции. Португальский язык, например, развился из простонародной латыни и множества арабских понятий.

По маршруту 28-го

В Лиссабоне вам обязательно посоветуют проехать по маршруту 28-го трамвая. Он едет через весь старый город, и из окошка можно свободно дотронуться рукой до стен домов.

Когда в XIV в. в городе появились кареты, роскошно отделанные, внутри обитые бархатом и шелком с вышивкой, то это сильно обострило транспортную проблему. Во всей столице не было ни одной улицы, чтобы по ней могли разъехаться две кареты. Неизбежно возникали бурные споры, так как никто не хотел уступать дорогу и пятиться назад. В городе было издано несколько указов: в одном, например, говорилось, что спорящие по поводу того, кто имеет большее право на проезд по улице, будут подвергаться аресту. Для нарушителей указа вводился штраф – 2000 крузадуш, а в случае неуплаты виновного отправляли в далекую Бразилию.

Название городского квартала Альфама и запутанный лабиринт его средневековых улочек – свидетельство периода арабского владычества. Лишь в 1147 г. Альфонсо-Энрике во главе мощного войска крестоносцев, направлявшихся освобождать Святую Землю, победил арабов и вернул город в лоно христианства.

В Альфаме в основном живут бедняки. В некоторых квартирах нет даже водопровода. Есть дома, где невозможно установить стиральную машину из-за неустойчивости здания. Представьте себе, вы включаете отжим – и дом начинает разваливаться.

Трамвайчик немного притормаживает, чтобы туристы смогли рассмотреть старинный монастырский комплекс. Сначала на его месте была маленькая часовня Генриха Мореплавателя. С именем этого португальского принца Энрике, сына короля Жуана I, связано начало великих географических открытий. Сам он – вопреки прозвищу – никогда не плавал, но, создав навигационную школу в Сагреше, собрал лучших знатоков морского дела со всей Европы, всячески поощряя развитие мореходства. В 1415 г. португальцы захватили первую европейскую колонию на Черном континенте, а позднее страна расширила свои владения до Мадейры и Азорских островов и начала продвижение на юг вдоль западных берегов Африки. В этом монастыре в небольшой часовне молился Васко да Гама перед отплытием в Индию 8 июля 1497 г., здесь же его встречал король Мануэл I после славного возвращения в 1499 г. В благодарность за открытие пути в Индию и за счет сокровищ, которые привез мореплаватель, Мануэл I в 1500 г. начал строительство монастырского комплекса.

Триумфальный храм монастыря одновременно является и усыпальницей. В нем находятся саркофаги Васко да Гама, Луиса де Камоэнса, величайшего из поэтов Португалии. В соборе есть и памятник королю Себаштиану, который в 1578 г. двинулся крестовым походом против мавров в Марокко. Отряд его был разбит, а сам король пропал без вести. Но до сих пор в Португалии существует культ отважного рыцаря.

В Лиссабоне многое напоминает о былом имперском величии страны. На заре XVI века вместительные галеоны везли из разных стран драгоценные специи. На деньги от миндального ореха, кари и бразильского табака был отстроен город. Появился великолепный монастырь Святого Иеронима.

А на средства от коричного дерева и гвоздики творили при дворе художники и скульпторы, создавшие стиль, который позже назовут мануэлино (в честь правившего тогда короля), на чей век пришлась золотая эпоха страны. Образцы этого стиля – барочные галереи с растительным орнаментом из камня, многочисленные патио (внутренние дворики) с кустами жасмина, окна в тончайшей резьбе, витые колонны, которые распускаются под потолком пальмовой веткой и оттого создают впечатление легкости и природной гармонии.

Торжественная площадь города, выходящая к водам Тежу, носит имя Праса-ду-Комерсия – ведь морская торговля играла в жизни страны огромную роль. Одна из достопримечательностей Нижнего города – арка, соединяющая площадь с улицей Аугушта. Эта арка – один из символов Лиссабона. Она украшена барельефами и статуями знаменитых людей страны – Васко да Гамы, маркиза Помбала, Нуну Алвареша Перейры…

Великие мореплаватели

Если смотреть на Лиссабон со стороны реки Тежу, то отовсюду виден грандиозный монумент Первооткрывателям. На фоне высокого и тонкого каменного паруса выделяются ступеньки, по которым цепочкой поднимается группа рыцарей, капитанов, ученых и монахов. Они направляются к носу корабля, где стоит Энрике Мореплаватель, держащий в руке модель каравеллы и указывающий путь в неизведанные морские просторы.

52-метровый монумент – скромная дань уважения жителей города (ведь он построен на их пожертвования в 1960 г.) всем тем португальцам, которые участвовали в долгих экспедициях XV-XVI вв. А прямо под ним раскинулась огромная мозаичная карта Земли, на которой отмеченные имена и даты указывают открытия, сделанные португальцами по всему миру.

Широкая Авенида-да-Либердаде вымощена кафельной плиткой с ручной росписью – азулежу. Слово “азулежу” – арабского происхождения, оно означает полированный камень. Узорчатую кафельную плитку разных цветов производили в Португалии начиная с XVI в. Огромные картины, сложенные из изразцов, украшают церкви, вокзалы и входы в жилые дома. Они изображают пейзажи, морские сражения, жития святых и даже любовные истории.

Лиссабон похож и на многие европейские столицы. Со своими Елисейскими полями – Авенида-да-Либердаде и пешеходным Арбатом – Руа-Аугушта. Все это находится в Нижнем городе. Неподалеку – район банков, типа Сити, огромная трибуна для бескровной португальской корриды и стадион, собирающий поклонников футбольного клуба Бенфика.

С запада Нижний город ограничивает Байрру-Алту – Верхний квартал. Подъем на Байрру-Алту можно совершить с помощью единственного в своем роде подъемника филигранной металлической конструкции Санта-Жута работы Эйфеля.

Синтра – место писателей и поэтов

Здесь побывали многие известные люди – Агата Кристи, Мик Джаггер, Дэвид Боуи, а до них и великие знаменитости. Лорд Байрон назвал городок новым раем, где “нет красотам меры и числа”. Величественный вид гор и буйная растительность вдохновили Байрона сравнить это место в знаменитой поэме “Паломничество Чайльд Гарольда” с Эдемом. В письме к своему другу он сообщал: “В ней есть красота на любой вкус – дворцы и сады, поднимающиеся среди скал, водопады и обрывы, монастыри на огромной высоте”.

Ханс Кристиан Андерсен в путевом очерке о Португалии писал: “Говорят, что каждый в Синтре найдет частичку своей родины. Я там нашел свою Данию…”

В середине позапрошлого века туда приезжал русский посланник в Лиссабоне С.Ломоносов. Свою усадьбу в Синтре имела и внучка Кутузова, вышедшая замуж за португальца и ставшая графиней Кадавал. У нее нередко гостил Стравинский.

Аристократ писатель Уильям Бекфорд в конце XVIII в. построил себе роскошный дворец в Синтре с романтическими ландшафтами, текстильный магнат Фрэнсиси Кук – сказочный замок в мавританско-индийско-готическом стиле. Король Португалии Фердинанд, муж португальской королевы Марии II, на высокой скале над Синтрой выстроил фантастический замок, дворец и парк Пена.

Это – башня-дворец, вход в который открывают Ворота Дракона, сразу же видны звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, причудливой формы стрельчатые окна эпохи Мануэла, невообразимое сочетание стилей. Замок утопает в редких растениях – густые пальмы, бамбук, араукарии.

Плененный красотой парка с вековыми и диковинными деревьями, многочисленными фонтанами и чудесным замком, Рихард Штраус с восторгом отозвался об увиденном: “Я знаю Италию, Сицилию, Грецию и Египет, но я не видел ничего, что могло бы сравниться с Пеной. Это самое прекрасное, что я видел в своей жизни”.

Недаром богатейший русский промышленник Арсений Морозов – двоюродный племянник Саввы Морозова, после посещения Синтры в начале 90-х годов XIX в., впечатлившись замком Паласиу-да-Пена, заказал своему другу и спутнику архитектору В.Мазырину тут же, на вокзале в Синтре, постройку будущего особняка в Москве. И теперь в Москве на Воздвиженке вот уже более ста лет стоит особняк, известный москвичам как Дом дружбы народов – одно из самых необычных зданий столицы. В самой Москве появление этого строения было встречено неоднозначно. Мать Морозова заявила сыну: “Я знаю, что ты сумасшедший, но теперь и все остальные будут знать это”.

Знаменитое фаду

Русская душа всегда требовала романсов, протяжных цыганских напевов. Их требует и душа португальца. Песни эти называются фаду (от латинского слова “фатум” – судьба). Пишут их в форме четырехстрочных стансов, в основе лежит какая-то романтическая история или просто сильное чувство. Фаду есть любовные, лирические, драматические. Все они – отражение души человека. Существует поверье, что фаду пели моряки, отправлявшиеся в опасные путешествия, оставляя своих любимых.

Фаду поют в каждом уважающем себя кафе.

“Афины сотворили скульптуру, Рим измыслил право, Париж изобрел революцию, Германия открыла мистицизм. А Лиссабон что же создал? Фаду, – писал выдающийся португальский писатель Эса де Кейрош. – И все потому, что Лиссабон сохранил еще изначальную томность света и свежести: невзирая на асфальт, на фабрики, на газовые фонари, на мощеные набережные, здесь весны все еще слушают слагаемые ветром стихи; на кровлях все еще целуются голуби; и все еще будто слышно в тиши, как воздух струится сквозь щели каменных зданий, словно живая кровь меланхолического города…”

24.08.2004 , 12:25

travel.newsru.com


Написать комментарий

Только что вернулась из Португалии. У меня были сказочные рождественские каникулы в Лиссабоне. И даже побывав там и увидев всё воочию, я с большим интересом прочитала эту статью, почерпнув для себя новую информацию. По-моему, здорово передан удивительный дух этой страны, что мне захотелось вернуться туда обратно.