Мальчик в центре лужи

Латвия никак не может быть умнее Эстонии. Если эстонский парламент готовит проект декларации, осуждающей преступления СССР, то латвийский Сейм просто не может сидеть сложа руки. Смотреть на чужую глупость и не принять в ней участие для нас нестерпимо. Печальнее всего, что авторы обоих проектов глупостью свое поведение не считают.

«Мы должны были вступить в соглашение с СССР»

Совсем не случайно миф о советской оккупации глубоко угнездился в расщелинах балтийского менталитета. Это единственный способ вытеснить из сознания убийственное для самооценки двух народов воспоминание о том, как в 39-м году эстонский мальчик влез, как в известной притче, в лужу, а латышский мальчик не замедлил последовать его примеру.

Ирония как раз в том, что тогда, 65 лет назад, эстонцы первыми торили путь к сердцу Большого брата. Тогда, осенью 1939 года, эстонские власти перед лицом нараставших экономических трудностей и неизбежного роста недовольства народа предпочли впустить в страну советские танки в обмен на увеличение товарообмена с Советским Союзом. Любопытно, что инициативу в этом деле проявила отнюдь не советская сторона: «Сельтер (министр иностранных дел Эстонии. – А. М . ) мне заявил, что правительство Эстонии хотело бы переключить свой торговый рынок на СССР», – телеграфировал в Москву полпред СССР в Эстонии 2 сентября 1939 г. А уже 21 сентября Сельтер вызвал к себе советского представителя и сообщил ему, что переговоры настолько продвинулись вперед, что документы уже готовы к подписанию. А 28 сентября 1939 года от имени президента Эстонской Республики Сельтер подписал Пакт о взаимопомощи между СССР и Эстонией и Соглашение о торговом обороте между двумя странами. Так была заключена эта взаимовыгодная сделка, которая по просьбе Эстонии была 13 октября 1939 года зарегистрирована в Официальном регистре договоров Секретариата Лиги Наций.

Выступая по радио, президент Эстонии Пятс сказал следующее: «Пакт о взаимопомощи не задевает наших суверенных прав. Заключение пакта означает, что Советский Союз проявляет по отношению к нам свою доброжелательность и оказывает нам свою поддержку как в экономическом, так и в военном деле. Учитывая историю нашего государства и наше географическое и политическое положение, становится ясным, что мы должны были вступить в соглашение с СССР. Переговоры закончились подписанием пакта о взаимопомощи и были подлинно равными переговорами, в которых выслушивались и учитывались мнения и предложения обеих сторон».

По эстонским лекалам

Что же поделывал в это время латышский мальчик? Он как завороженный повторял телодвижения мальчика эстонского. Чернила не просохли на эстонско-советском пакте, а Кабинет министров Латвийской Республики, заслушав доклад министра ино- странных дел Мунтерса о пакте между СССР и Эстонией, пришел к заключению, что Латвия должна также приступить к пересмотру своих внешних отношений, и в первую очередь с СССР.

Этому предшествовала беседа Мунтерса с советским полпредом в Латвии. «В беседе, – телеграфировал полпред СССР в Москву, – Мунтерс определил свое отношение к эстонско-советскому договору в положительном смысле. Приветствовал по существу и по форме. Считает, что дальнейшее развитие политической линии Латвии должно идти в направлении большого политического и экономического сотрудничества с СССР. Военный министр Балодис считает совершенно приемлемыми основу и форму договора с Эстонией для Латвии».

Мунтерс отправился в Москву 2 октября и вернулся в Ригу 8-го, разумеется, не с пустыми руками. Пакт о взаимопомощи был скроен в кратчайшие сроки по эстонским лекалам. От имени президента Латвийской Республики его подписал министр иностранных дел Мунтерс. 20-тысячный советский контингент должен был в скором времени разместиться на базах в западной части страны. Эстония еще раньше обязалась принять 25-тысячный контингент.

Не стоит ждать ответа

Так руководители Эстонии и Латвии встали на путь предательства национальных интересов. Путь этот они прошли до конца, не сделав даже попытки предотвратить роковой для своих стран и народов ход событий. Вопрос, что толкнуло их на этот путь, до сих пор остается открытым.

Я думаю, что дело в страхе перед своим народом и нежелании платить по счетам, накопившимся за годы авторитарной диктатуры. Счета эти до сих пор не оплачены. Долг оброс процентами. Тем более понятно стремление наследников любой ценой переложить его на плечи другой стороны. А пока в балтийской луже стоят два мальчика, не советую дожидаться ответа на естественно возникающий вопрос о смысле этой необычной инсталляции.

Притча

Мальчик после мучительных раздумий решительно шагает в центр огромной лужи. Постепенно вокруг него собирается толпа. Народ в недоумении: «Зачем ты это сделал?!» Мальчик молчит. Зеваки продолжают приставать с расспросами. И тут со словами: «А вот зачем!» – мальчик подпрыгивает и, приземляясь обратно в лужу, обдает толпу грязью.

Между тем

Бывший премьер Эстонии Март Лаар под красноречивым заголовком «Когда Россия попросит прощения?» опубликовал статью во влиятельной американской газете The Wall Street Journal. В ней Лаар пишет о пакте Молотова – Риббентропа. «Послевоенный Нюрнбергский трибунал вынес справедливый приговор первой части этого преступного пакта – нацизму, – пишет Лаар. – Более того, Германия публично извинилась за то, что подписала пакт Молотова – Риббентропа, и за все насилие и весь ужас, которые сеяли нацисты по миру. Германия взглянула в лицо собственному прошлому и теперь может спокойно строить процветающее демократическое общество… К сожалению, другая сторона той преступной сделки не пожелала сделать того же». По мнению Лаара, только в том случае, если Россия скажет «два самых простых слова: простите, пожалуйста!», уйдет взаимная неприязнь и Россия сможет построить демократическое будущее.

24.08.2004 , 12:07

chas-daily.com


Написать комментарий