Они – как одно целое. Многодетная даугавпилсская семья Катанэ

gorod.lv
gorod.lv
В семье Катанэ растут четверо сыновей. Младшие – тройняшки.

Многодетные семьи в современном латвийском обществе встречаются редко. Виной тому и нехватка денег, и социальная ситуация в целом – нынче принято жить «для себя», оставляя в стороне ценности патриархального прошлого.

Семья Екатерины и Дмитрия Катанэ – многодетная. Так получилось, что вместо второго ребенка у супругов родилась тройня. Теперь в семье растут четверо сыновей. Старшему – обстоятельному Никите – исполнилось двенадцать лет, его братьям – по восемь. Улыбчивые близнецы Леонид и Николай очень похожи друг на друга, сразу не отличишь. Андрей – с быстрым взглядом и крепким рукопожатием – тянется больше к старшему брату.

Когда заходят дети, в достаточно просторном помещении, где мы беседуем с их родителями, сразу становится тесновато – что целиком компенсируется живым разговором, в котором на равных участвуют все представители этого дружного семейства.

Во время знакомства выясняется, что фамилия Катанэ – молдавского происхождения, что Екатерина родилась и выросла в Даугавпилсе, а теперь семья приезжает сюда пожить летом на даче. Постоянно Катанэ живут в Риге, Екатерина работает экономистом, Дмитрий – в сфере IT, занимается телекоммуникациями. «В маленьком городе жить с детьми проще, чем в большом, – считает Екатерина. – Большой город, на первый взгляд, предлагает много возможностей, но есть две проблемы – расстояние и время». Бесплатный кружок или спортивная секция зачастую располагаются в другом микрорайоне, и на дорогу тратится до полутора-двух часов. Альтернатива поближе имеется – но уже за деньги. В Даугавпилсе все намного компактнее, и то, что когда-то казалось далеким, после столицы воспринимается как находящееся по соседству. К слову, все братья Катанэ дружат со спортом – занимаются дзюдо.

Когда в семье появляется малыш, размеренный ритм жизни куда-то улетучивается и все подчиняется строгому режиму: не всегда удается выспаться, приходится выходить на прогулку в установленные часы, заниматься дополнительной стиркой-уборкой. Конечно, все эти заботы с лихвой компенсируются общением с маленьким человеком. А если малышей трое? Как все успеть?

Тройняшки

«Все трудное со временем забывается, – улыбается Дмитрий. – Если начать вспоминать, то понимаешь – да, это было тяжело. Но все отрицательные эмоции, если они и были, со временем стерлись».

«Папа дежурил у нас по ночам, – рассказывает Екатерина. – Была жива моя бабушка – она помогала мне справляться днем. Даже просто вынести троих детей на прогулку – непростая задача. Я выносила сначала коляску, а в это время было нужно, чтобы кто-то находился  с детьми дома. У нас было две сумки-переноски, и я укладывала в одну – двоих, а в другую – третьего ребенка, так и выносила. Когда возвращаешься с прогулки – все повторялось: сначала нужно занести домой детей, потом вернуться за коляской». Коляска у Катанэ была особенная, рассчитанная на тройняшек. Ее привезли по заказу знакомые из Англии – в Латвии тогда таких еще не было, да и стоили они недешево.

Есть ли особенности в воспитании тройни? Екатерине кажется, что дети не воспринимают себя по отдельности: «Они – как одно целое. Идут гулять – им нужен еще кто-то в компанию, друг друга им недостаточно». Леонид и Николай с раннего детства чувствуют друг друга: играя, случалось стукнуться – и всегда это оставалось без последствий. Заденет ненароком кого-то из них Андрей – реакция совершенно другая. Получается своеобразная внутренняя конкуренция. Зато если какие-то конфликтные ситуации возникают вне дома, когда братьям грозит гипотетическая опасность, то все они стоят друг за друга горой.

Дети пошли в садик с полутора лет – так складывались обстоятельства. Это была ясельная группа, адаптировались братья к новым условиям нелегко. «Полтора года – не самый лучший возраст для детского сада. Мы бы повели детей позже, была б такая возможность, – говорит Дмитрий. – Однако конфликтов в группе не было, воспитатели у нас были хорошие». В сад дети не стремились, но приняли его как необходимость. А когда младших отправили с пяти лет в логопедический садик, то они даже вспоминали свою прежнюю группу с некоторой ностальгией.

Школа

Первый класс – важная веха в жизни и родителей и ребенка. У всех привыкание к школе проходит по-разному. Кто-то садится за уроки и все делает сам, кому-то нужно помочь, направить в нужную сторону. «В этом плане Никита был более самостоятельным, очень ответственным учеником, в отличие от младших братьев, – вспоминает Дмитрий. – Тройняшки – другие». Леонид, пожалуй, самый осторожный и заботливый – беспокоится, если во время купания кто-то заходит на глубину, или же нужно куда-то идти, а один из братьев замешкался. «Он за всех переживает», – говорит Екатерина. Весь первый класс тройняшки старались держаться вместе. Разве что к концу учебного года Андрей стал предпринимать самостоятельные походы – в школьное кафе, например. Однако домой близнецы по отдельности не ходили – всегда отыскивали того, кто «потерялся». Хотя по духу, как считают родители, Андрей больше похож на старшего брата, на Никиту.

Никита участвует в воспитании братьев. Он действительно производит впечатление очень взрослого, вдумчивого человека. Говорит без спешки, свое мнение подтверждает доводами. На вопрос, что значит быть старшим братом, Никита уверенно отвечает: «Это – ответственность. За братьями нужно следить, чтобы они были всегда на месте, чтобы с ними ничего не случилось». В процессе приготовления уроков Никита задействован на правах старшего: «Нужно послушать чтение или проверить математику. Часто бывает так, что мама берет одного брата, папа – второго, а я – третьего. Иногда весь вечер проходит за выполнением домашних заданий». Ребята признают, что в школе задают много домашних работ, разве что под конец учебного года режим становится более свободным.

Досуг

Досуг, тем не менее, у братьев имеется – они поют и танцуют в школьном ансамбле. Андрей – вокалист, в этом году в школе он победил на «Минуте славы», открывал благотворительный концерт. К слову, он уже раздумывает над будущей профессией – хотел бы стать архитектором. Родители говорят, что сын умеет видеть объем. С раннего возраста возился с конструкторами, мастерит поделки из дерева, пилит, сколачивает. Впрочем, не он один – этим делом он увлек и братьев. Ребята умеют изготовить ящик, а Андрей даже сделал игрушечную кровать, начал строить модель вертолета.

У всех ребят есть доступ к компьютеру: тройняшки имеют свои планшеты, у Никиты – смартфон с большим экраном. Родители стремятся регулировать компьютерное время. «Сейчас детей во дворах нет, потому что все сидят за компьютерами», – говорит Екатерина. Николай, впрочем, сообщает, что дети собираются на школьном стадионе и там можно с ними поиграть. «Мы стараемся устроить так, чтобы делу было время, а потехе – час», – сообщает Дмитрий.

Николай любит читать, хоть и оговаривается, что этот процесс требует усилий. Летом он читает и даже ведет читательский дневник. Впрочем, ценность чтения признают все – лучше сначала прочитать книжку и только потом посмотреть фильм, который по ней сняли. «Грамматика будет правильная», – подчеркивает важность чтения Никита. «Чтобы фантазия была хорошая», – добавляет Андрей. Никита его поддерживает: «Фантазия отличает одного человека от другого».

У Екатерины и Дмитрия был период, когда казалось, что придется ехать на заработки, но обстоятельства, к счастью, переменились к лучшему. О будущем детей родители не загадывают, считают, что при благоприятном раскладе можно хорошо устроиться и в Латвии, никуда не уезжая, – была бы работа. Разве что учиться задумают в дальних странах. Хочется пожелать этой дружной семье удачи.

 

19.07.2015 , 10:00

Руслан Соколов , Gorod.lv


Написать комментарий