Крест Признания для профессора Генриха Сомса

Пресс-фото
Пресс-фото
В День восстановления независимости Латвийской Республики директору Латгальского исследовательского института Даугавпилсского университета профессору Генриху Сомсу была вручена государственная награда – Крест Признания

Один из четверых детей простых латгальских крестьян, Генрих Сомс всего в жизни добивался сам. После окончания Латвийского государственного университета Генрих принял предложение работать в нашем тогда еще Педагогическом институте, ставшем его единственным местом работы. За 34 года работы в Даугавпилсском университете Сомс добился многого: он первым разработал курсы по истории Латгалии, возглавил Латгальский исследовательский институт, который многое сделал для изучения и сохранения латгальской истории. Без малого двадцать лет Генрих Сомс отдал историческому альбому Terra Mariana. Именно под его руководством удалось осуществить уникальный проект и переиздать этот альбом с научными комментариями. За 34 года педагогической работы профессор Сомс стал научным руководителем более 50 бакалаврских и около 30 магистерских работ.

Он ценит полученную награду в первую очередь за то, что вручили ему Крест за вклад в изучение и популяризацию истории Латгалии.

-Как Вы стали историком?

- Сначала я учился в Калупской восьмилетней, потом продолжил учебу в Варкавской средней школе. Наш дом находился между этими школами: пять километров до одной, восемь – до другой. В обеих школах были замечательные историки. В Калупе историю нам преподавала Антонина Трантовска-Богдане, в Варкаве – Язепс Пизалис. Трантовска-Богдане имела довоенное образование, она была нашим классным руководителем. Очень строгая, но преподавала историю очень интересно. Однажды, когда после всех уроков я оставался в школе – ждал автобуса, я увидел, что открыт кабинет учительницы. Она пригласила меня в кабинет и стала рассказывать об истории Калупе. У нее был собран огромный материал об истории края, школы. Но так как Калупская школа была связана с приходской католической, с именем помещика Плятера-Зиберга, в советский период об этом было рассказывать непопулярно. Я доволен, что когда Калупская школа отмечала свое 140-летие, удалось издать книгу об истории школы.

Помимо истории мне очень нравилась география. Но когда я уже учился в Варкаве и стал участвовать в республиканских олимпиадах, мой выбор все же склонился в пользу истории, о чем я нисколько не жалею. После окончания Латвийского университета стал работать в Даугавпилсском.

- Говорят, что после университета Вы собирались работать не в Даугавпилсе, а в другом месте, что все решилось в самый последний момент. Правда ли это?

- Действительно, история была фантастической — вмешался случай. Я всегда говорю студентам, что их жизнь может зависеть от случайностей и закономерностей. Важно, чтобы человек в этом участвовал, чтобы его что-то интересовало. Я удивляюсь, что многие горожане сейчас неохотно посещают мероприятия, театр, праздники, что мало выходят из дома, чтобы отдохнуть.

Это произошло, когда я уже по распределению выбрал, что буду работать в одной из школ под Ригой. И уже «под занавес» мой руководитель дипломной работы предложил мне выступить на научной студенческой конференции. Я подумал, что нужно уважить своего руководителя, и согласился. Я еще обратил внимание, что на конференции много незнакомых лиц. Оказалось, что эти люди — из Даугавпилса. Я впервые увидел, что история есть и вне Риги, что в Даугавпилсе очень сильные историки, у которых очень оригинальный подход к изучению истории. После конференции, когда уже уходил, меня остановил наш декан и сказал, что меня ждет встреча. И тогда я познакомился с даугавпилсским историком, профессором Йоэлом Вейнбергом. Он был очень деловым человеком, поэтом сразу сказал: «Я Вас слышал на конференции. Есть ли у Вас желание идти работать в Даугавпилсский педагогический институт? Неделю можете думать. Очень редкая ситуация, когда из одного вуза попадаешь в другой». Мне кажется, я сразу понял, что от такого предложения не стоит отказываться. Из вежливости я неделю подождал и позвонил профессору. А через неделю был в Даугавпилсе.

Институтское здание я помню с детства, потому что неоднократно бывал в Даугавпилсе сам, с родителями. Но в само здание попал только в 1981 году.

- Вы не только изучаете историю, но и создаете ее. Вы всегда очень активно участвовали в работе различных организаций. Как у Вас на все хватает сил и желания?

- Думаю, что заниматься общественной работой нас приучили в школе. Я с удовольствием участвовал во всех школьных мероприятиях. В Калупской школе было два оркестра — струнный и духовой, что для восьмилетней школы было большой редкостью. Не всякая средняя школа имела свой оркестр, а тут — целых два. Мы с духовым оркестром ездили по всей Латвии. Я играл на трубе, пел в ансамбле. Помню, как мы выступали с концертом в Даугавпилсе на «Химволокне». В средней школе я танцевал народные танцы. Мои родители всегда поддерживали мои увлечения. Мама была очень активной и поощряла нас. Нас в семье четверо: у меня двое братьев и сестра. Всем сыновьям наши родители дали высшее образование, хотя сами родители были простыми крестьянами, мама и папа всегда очень трудно и много работали. И до сих пор я с удовольствием еду на различные мероприятия, проходящие в городе и волостях.

В перестроечное время я учился в Риге в аспирантуре. Я видел, как появлялись национальные знамена, проходили различные мероприятия Народного фронта. Узнал, что в Даугавпилсе создается инициативная группа по возрождению латышского общества. Я специально посмотрел в даугавпилсской истории этот период. Потом собранная информация легла в основу базы данных Latgales dati. Через Латышское общество я познакомился с лидерами даугавпилсского Народного фронта. Помню, как записывали людей на баррикады, организовывали встречи, дискуссии.

Спасибо Аните Лиепе, написавшей книгу о нашем Народном фронте. Я был редактором этой книги и с удовольствием набирал для нее материалы. Хотя написать историю народного фронта будет тяжело — многие документы не сохранились.

- Кстати, о памятниках. Существует историческая практика: с приходом новой власти сносятся все памятники, установленные предыдущей. Как Вы это расцениваете как историк? Какого памятника не хватает Даугавпилсу?

- Я к этому вопросу отношусь диалектически. Проблемы начинаются в тот момент, когда мы ставим новые памятники. Когда решался вопрос об установке того или иного памятника, меня как историка не раз приглашали для консультации. Памятник должен устанавливаться с учетом не только сегодняшнего, но и будущего поколения. И его потом никто не будет сносить. У нас немало памятников было поставлено без всякой идеи. Вспоминаются 90-е годы, когда стали появляться различные памятные доски о депортациях. Мы говорили, что нужно не просто в каком-то месте поставить камень, а подумать о том, где и какой текст написать. Например, при установке памятника в Калупе было принято решение поставить памятник всем жителям, которые погибли в трагедиях ХХ века. И я считаю это правильным. Не нужно спешить с памятниками: если они утверждены обществом, то их не уберет никакая власть.

Возьмем тот же памятник Ленину в центре Даугавпилса. Кроме как политической, не было никакой аргументации для установки его в Даугавпилсе, тем более памятник предназначался для другого города. На площади не должен стоять памятник — на площади мы должны радоваться. Если поставить памятник, то концерты на площади мы должны будем прекратить.

Даугавпилсу не хватает единого для всех жителей памятника. И еще: я не сторонник увековечивания памяти людей, называя в их честь улицы.

- Вы вместе с коллегами сделали великолепные подарки городу: альбом Terra Mariana, база данных Latgales dati. Чем планируете заниматься, чем еще нас порадуете?

- Я занимаюсь историей Латгалии. Местная история отличается от национальной тем, что источниками ее изучения помимо документов становятся предметы, исторические памятники. Национальная история более элитарна, в ней присутствуют политические акценты. При изучении местной истории я свободен от этой политической составляющей.

Мне очень хочется, чтобы у Даугавпилса наконец появилось хорошее академическое издание, в котором собраны не только материалы об истории города. Выпустить такое издание — в ближайших наших планах.

Latgales dati будут развиваться на новом уровне. У нас собран огромный визуальный материал: фотографии, фотофильмы. И нужно сделать так, чтобы они были доступны широкому пользователю.

Нет у нас хорошей исторической работы о Латгалии. Я в течение 20 лет читаю студентам историю Латгалии и каждый год думаю о том, что опять нет книги. Фактически она есть у меня в компьютере, дело за малым – ее нужно издать.

- Спасибо за интервью. Успехов Вам, профессор.

17.05.2015 , 12:55

Наталия Салагубова , газета "Наш город." (14.05.2015)


Написать комментарий