Бен Латковскис: Страуюма и Аболтиня – пешка или ферзь?

ru.focus.lv
ru.focus.lv
Когда после Золитудской трагедии с премьерского поста подвинули Валдиса Домбровскиса, и возник вопрос по кандидатуре следующего руководителя правительства, все взгляды (в том числе - президента Андриса Берзиньша) были обращены на председателя партии "Единство" Солвиту Аболтиню. Ведь во всем мире принято, что эту роль на себя берет именно лидер правящей партии, пишет в газете "Neatkarīgā Rīta Avīze" Бен Латковскис.

Однако Аболтиня уклонялась от премьерства словно моль от нафталина. Эту ее изворотливость чаще всего объясняли тихой надеждой усестся в кресло самого Берзиньша. Возможно, но уже тогда Аболтиня хорошо знала, что впереди стоит крайне сомнительная сделка, которая не принесет ей, как премьеру, очков популярности. Поэтому было необходима какая-то временная фигура, которая была бы достаточно малоценной, чтобы ей, словно пешкой, можно было бы пожертвовать в политических шахматах. И на доске появилась Лаймдота Страуюма. А имя сомнительной сделки - банк "Citadele".
 
Разве кто-то поверил бы Аболтине, если бы после совместной поездки влиятельных политиков и представителя покупателей "Citadele" в Грузию она начала рассказывать о том, насколько выгодной и необходимой для Латвии является сделка по продаже "Citadele"? Даже те, кто обычно прикрывают глаза на сомнительные делишки "Единства", смотря в честные глаза Аболтини включили бы давно выключенное в мозгу критическое мышление. Совсем другое дело, если ту же самую сказку, словано внукам перед сном, с невинно-наивным лицом рассказывает "бабушка", как беззлобно называют Страуюму в определенных политических кругах. Визуально безвредной Страуюме народ верит, а огненной Аболтине - не верит.
 
Мало кто еще вспоминает, что некогда было такое "дело о трех миллионах", которое потрясло латвийское общество. Это было очень давно - в прошлом тысячелетии. Сегодня подобное дело вряд ли заслужило бы чего-то большего, чем писк на отдельных интернет-порталах, потому что общество настолько приучено к аферам, что даже миллиарды банка "Parex" лишь слегка поколебали воздух и ни один виновник этой аферы/глупостин не почувствовал никаких юридических последствий. Дарением денег различным "инвесторам", которое в официальной мифологии именуется спасением банка "Parex", дело не кончается. За копейки (прибыль за 2,5 года плюс бонусом прекрасное офисное здание в самом центре Риги) "продана" (нельзя же сделку подобного рода именовать без кавычек) хорошая часть банка "Parex" - "Citadele". Так как полученные за "Citadele" жалкие 77 миллионов (всего "спасение" банка "Parex" стоило от 1,5 до 1,7 млрд. евро) тут же надо было отдать Европейскому банку реконструкции и развития, то можно сказать, что "Citadele" отдали практически бесплатно.
 
Хотя официально сделку проводило ГАО Агенство приватизации (АП), фактически ее утвердило правительство, и организовали "устраиватели дел", как в наши дни называют расхитителей государственного имущества. Вспомни, что незадолго до подписания соглашения правление АП во главе с председателем Ансисом Спридзансом ушло в отставку, протестуя против этой очевидно невыгодной для государства сделки. Спешно был найден погрязший в долговых обязательствах Владимир Логинов, которого по горячим следам назначили председателем правления АП, и чья единственная задача - подписать все, что пред ним положили "устраиватели дел". Огромную спешку обосновывали обычным комплектом дымовой завесы - "геополитическим положением", Россией, Путиным, и "Европа требует". Каждая составляющая часть этого комплекта "Единства" является непробиваемой. Поэтому каждый, кто посмел усомниться в этой сделке, автоматически влился в ряды "пятой колонны". Перед выборами было мало желающих записываться в кремлины, кроме депутатов "Согласия", которые, повысив голос, лишь подтвердили версию "Единства" - против продажи "Citadele" выступают только агенты Москвы.
 
Теперь сделка завершена. Все удовлетворенно потирают руки и кошельки. "Бабушка" свою работку сделала, и ей можно сказать: "Спасибо за работу!" В узком кругу единомышленников Аболтиня, как ценительница большого театра, могла бы даже выразиться словами классика - мавр сделал свое дело, мавр может уйти -, после чего достойно занять ту должность, которую так упорно не хотела брать лишь чуть более года назад. Правда, разговоры об Аболтине как следующем премьере могут оказаться и всего лишь очередным маневром в бартерной сделке "покупки" президента, потому что шептаться под прикрытием "бабушки" "устраивателям дел" может оказаться даже удобнее, чем под прикрытием Аболтини. Так что еще неизвестно, кто тут пешка, а кто - ферзь.
 


Написать комментарий