Наша история: Народный поэт Латвии

пресс-фото
пресс-фото
95 лет назад, 9 апреля 1920 года, возвращаясь на Родину после 14-летней ссылки, Янис Райнис и Аспазия целый день провели в Даугавпилсе.

В честь этого знаменательного события Райнису в нашем городе была устроена торжественная встреча. В течение дня поэт и поэтесса гуляли по крепости и городу, а вечером  отбыли в Ригу. На здании, где останавливались Райнис и Аспазия (ныне Даугавпилсский художественно-краеведческий музей), в память об этом событии установлена памятная доска.

Первый и лучший

В истории каждого народа есть имена, неразрывно связанные с его культурным наследием. Для русского – это Александр Пушкин, для украинца – Тарас Шевченко, для белоруса – Янка Купала, для поляка – Адам Мицкевич, для немца – Иоганн Вольфганг фон Гёте, для англичанина – Уильям Шекспир, а для латыша – Янис Райнис, на произведениях которого выросло не одно поколение жителей Латвии.

Янис Райнис (1865–1929; настоящие имя и фамилия – Ян(ис) Плиекшанс; Jānis Pliekšāns) – наиболее известный и почитаемый поэт, драматург, общественный и политический деятель Латвии.

Стихотворения Райниса стали практически первыми и лучшими образцами латышской поэзии. В своем творчестве он широко использовал национальный фольклор, воссоздавал образы окружавшей его природы. Его поэзия звала и продолжает звать людей к прекрасному будущему, к свету, к торжеству мира и справедливости на земле.

Пьесы Райниса – это золотой фонд латышской драматургии, а его переводы Гёте, Шиллера, Гейне, Шекспира, Ибсена, Пушкина и других выдающихся поэтов значительно обогатили латышский литературный язык.

Откликаясь на революционные события, Райнис писал также и политические стихи. Будучи в 1891–1895 годах редактором газеты Dienas Lapa («Ежедневный листок»), он объединил вокруг себя демократическую латышскую интеллигенцию. В 1897 году по обвинению в пропаганде социал-демократических идей Райнис был арестован (находясь в Рижской губернской тюрьме, он закончил перевод на латышский язык «Фауста» Гёте) и выслан царским правительством сначала во Псков, а в 1899 году – в Вятскую губернию. Вернувшись в 1903 году в Латвию, поэт присоединился к движению социал-демократов. В 1905 году вышел его знаменитый сборник «Посев бури», посвящённый революции. После подавления революционного движения и начавшегося массового террора против участников революции и сочувствующих ей, Райнис и его супруга Аспазия (настоящие имя и фамилия – Йоханна Эмилия Лизете Розенберга; 1868–1943, латышская поэтесса и драматург) были вынуждены покинуть Латвию и в конце 1905 года эмигрировали в Швейцарию.

Возвращение домой

В 1920 году Райнис и Аспазия вернулись на родину, где тысячи людей встречали их как национальных героев. В качестве кандидата от социал-демократов поэт был избран в Конституционное собрание Латвийской Республики и сейм. Был одним из создателей латвийской конституции. Позже Райнис стал соучредителем театра Dailes и его первым директором (первая поставленная в театре пьеса – трагедия Я. Райниса «Индулис и Ария»). В 1921–1925 годах он возглавлял Латвийский национальный театр, а в 1926–1928 годах занимал пост министра образования Латвии.

Заслуги Яниса Райниса перед родиной не остались незамеченными: в 1925 году он первым из латышских деятелей культуры был награждён высшей наградой страны – орденом Трёх Звёзд I степени, а посмертно – в 1940 году – был удостоен звания Народного поэта Латвийской ССР.

И всё же – почему именно Райнис? Вот что писал сам поэт по этому поводу: «Мне очень нравились древние латышские имена. Среди латгальцев, где я жил в молодости, я слышал много таких имён, больше других мне понравилось это, прочитанное в латгальской волости на одном из дорожных столбов, какими принято обозначать участки большака… Моё имя подобрано на большаке в самом глухом углу Латвии, и кто носит его, тому и ходить по большакам».

Латгалия и время солнца

…Большинство людей уверено, что поступки человека в течение всей жизни во многом определяют его детские и юношеские годы. Райнис эти годы всегда вспоминал с большой теплотой, называя их в своём творчестве «солнечными» («Время детства – время солнца»). С этим трудно не согласиться, ведь его детство прошло в Латгалии – крае зелёных лесов, душистых лугов и синих озёр.

Очень точно этот удивительный край охарактеризовал Президент Латвии (1934–1940) Карлис Улманис (1877–1942): «…У Латгалии есть одно большое преимущество – она красива! Люди едут за границу и отдают большие деньги, чтобы там увидеть красивую природу. Ну а мы объявляем: если кто желает ознакомиться с другими жизненными условиями, не такими, как в Курземе и Видземе, пусть он приезжает в Латгалию. Латгалия – одна из трёх звёзд на государственном гербе, равноценная, красивейшая и, возможно, богатейшая из всех».

Родился Янис Ра́йнис 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1865 года в имении Таденава на хуторе Варславаны Рубенской волости Илукстского уезда Курляндской губернии Российской империи. Таденава – это не просто место рождения Райниса, это колыбель его души. Ныне в бревенчатом доме, построенном в 1865 году отцом поэта, расположен музей Яниса Райниса «Таденава», в котором обустроены рабочий кабинет отца и комната матери Райниса, а также комната маленького Яниса.

В 1869 году семья Плиекшанов переехала в другое имение (фольварк) – Рандене, также расположенное на левом берегу Даугавы, но уже совсем близко от Динабурга. Здесь Янис Райнис прожил три года – до семилетнего возраста.  К сожалению, дом детства Яниса Райниса в Рандене не сохранился – он был взорван отступавшей в 1944 году немецкой армией. Сегодня об этом доме напоминает лишь памятный камень.

И всё же, как ни важны в биографии маленького Яниса Таденава и Рандене, именно со следующим местом проживания Яниса – имением Беркенеле (в те времена оно называлось Беркенхеген) – не без оснований связывают становление Райниса как поэта. Как и Рандене, Беркенеле находится в Калкунской волости и расположено в восьми километрах южнее Даугавпилса, на берегу реки Лауцесе. В Беркенеле Янис переехал с отцом и старшей сестрой Лизе, а мать с двухлетней Дорой (которая впоследствии стала женой лидера Компартии Латвии Петериса Стучки) оставались в Рандене.

Беркенеле известно как край детства и раннего юношества Яниса Райниса. Целых девять лет Янис Райнис провёл в этом местечке. И именно здесь начинаются его школьные годы: он учился сначала в пасторате Вилкамиестс (Египетский пасторат; от наименования расположенного на границе с Литвой населённого пункта Эгипте (Египет) Медумской волости), а с 1875 по 1879 годы – в Гривской немецкой школе, находившейся в местечке Грива. Сейчас это Даугавпилсская 6-я средняя школа им. Райниса.

В последующие десятилетия дом семьи Райнисов в Беркенеле служил библиотекой, домом культуры и даже конторой колхоза. Однако после многих лет запустения здание вновь открыло двери для посетителей: 9 ноября 1996 года в нём был открыт музей – Дом Яниса Райниса в Беркенеле.

Кстати, отец Яниса кроме родного – латышского – языка свободно владел немецким, русским и литовским, а также мог объясниться на белорусском, польском и латгальском языках. И это неудивительно – южная Латгалия была многоязычным краем, что и побуждало многих латышей овладевать полудюжиной языков и наречий, которые позволяли легко общаться с местным населением. Такое же отношение к языкам Кришьянис Плиекшанс старался привить и своим детям: вечерние семейные чтения на разных языках в Беркенеле были традиционными…

Кришьянис Плиекшанс  (1829–1891)  нашёл свой последний приют на Даугавпилсском лютеранском кладбище. К сожалению, не намного дольше своего отца прожил и его сын, которому принадлежат замечательные слова: «Время – это самое дешёвое и, вместе с тем, самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему – времени – мы получаем всё».

Наша культура

Множество произведений выдающегося представителя латышского народа воспринимаются так, словно они написаны сегодня. Чего только стоит стихотворение «Наша культура»:

Роскошь в еде и одежде,

Дома и шикарные виллы,

Золото, бархат, шелка –

В том ли культура страны?

 

Штык, пулемёт и секира,

Порядок, подпёртый насильем,

Гнёт и шпионство, и страх –

В том ли культура страны?

 

Низость, покорность, побои,

Доверие к правящей клике:

«Делай со мной, мол, что хочешь», –

В том ли культура страны?

Как видим, даже и через сто лет творчество Яниса Райниса не потеряло актуальности. Да и как может быть иначе, ведь большинство его произведений – это гимн Человеку и Природе!

Газета «Наш город.» (09.04.2015)

11.04.2015 , 14:30

Игорь Микулёнок , Gorod.lv



Написать комментарий