Бен Латковскис – о 16 марта: повезло, что опять было скучно

Laura Briede, FOCUS.LV
Laura Briede, FOCUS.LV
'Журналистка службы новостей ЛТВ Айя Кинца вчера днем написала в соцсетях, что тележурналисты из России, прибывшие в латвийскую столицу 16 марта для съемки 'шествия нацистов' в центре Риги, были заметно разочарованы. 'Очень скучно', - сказала одна из российских журналисток. В тот момент, когда я пишу эти строчки, на самых популярных новостных каналах мира ('Euronews', 'BBC', 'CNN') - кроме российских - слово 'Латвия' так и не появилось', - пишет в газете 'Neatkarīgā Rīta Avīze' Бен Латковскис.

Допускаю, что есть люди (в том числе - из диаметрально противоположных лагерей), в которых это игнорирование наших мероприятий 16 марта мировым сообществом вызвало известное чувство неудовлетворенности. Но большинство разумных людей, которые желают своему государству только лучшего, могут облегченно вздохнуть - день прошел без эксцессов. Это облегчение имеет под собой рациональную основу, ведь, как бы мы не хотели жонглировать историческими фактами и обозначать особый путь Латвии в сложных лабиринтах Второй мировой войны, 16 марта - это день, когда имя Латвии в новостных лентах мира чаще всего имеет негативное звучание. К сожалению, даже теоретически невозможно, что шествие легионеров к памятнику Свободы может быть озвучено позитивно, ведь в мире нет государств, в которых отношение к воевавшим в гитлеровской армии было бы позитивным. Таким образом, лучшее, на что мы можем надеяться - хотя бы нейтральное отношение.

Приходится констатировать, что мероприятие, международное звучание которого для Латвии может быть лишь вредным (в лучшем случае - нейтральным), устраивают люди, позиционирующие себя как самых больших патриотов и защитников интересов латышского народа. Будем терпимы к этим людям, ведь абсолютное большинство участников и организаторов шествия легионеров 16 марта действительно свято верят в то, что своим участием в данной акции действуют на благо Латвии. Так что же делать, если объективно это не так?

Необходимо существенно изменить формат памятных мероприятий 16 марта. К тому же, поднимать эту тему должны не какие-то многолетние отрицатели этого мероприятия из центристского крыла латышей (о левых вовсе не будем говорить), а как раз прежние наиболее активные устроители мероприятия 16 марта. Нацблоку нужно точно сформулировать свое отношение к латвийской государственности, ее символу в центре Риги - памятнику Свободы, и этому фундаментальному тезису в связи с воевавшими в гитлеровской армии жителями Латвии. Если нацблок не может найти и четко сформулировать эту связь, то партии необходимо принять политическое решение - в дальнейшем проводить мероприятия памяти легионеров в более подходящем месте. Прежде всего - в Лестенском мемориале или на Братском кладбище. Конечно, это не лишает отдельных ветеранов или других людей возможности возложить цветы у памятника Свободы, но не в виде организованного мероприятия. Если же нацблок все-таки сумеет найти и четко сформулировать связь государственности Латвии и памятника Свободы с боевыми буднями легионеров, то эта партия должна будет взять на себя всю ответственность за связывание имени Латвии с именем Гитлера, и суметь найти в этой связи что-то позитивное, убедительно это обосновав.

Это ясное формулирование позиции является важным - ведь пока позиция не сформулирована на бумаге, на эмоциональном уровне ее можно по-разному подавать и широко интерпритировать. Это касается не только данного конкретного случая, но и любой другой бытовой ситуации. В тот момент, когда позиция четко сформулирована, она проявляется по всей красе - или как прочно обоснованная и непоколебимая, или же как такая, чья основа является шаткой и нестабильной.

Можно пытаться понять тех, кто идет на шествие 16 марта, чтобы выразить протест против имперской политики России. К сожалению, это не лучшая дата, чтобы высказать свое осуждение (или ощущение превосходства) России. Отдельным участникам мероприятия действительно может казаться, что в этот день в далеком 1944 году мы "дали по голове русскому", но, смотря со стороны, это все-таки шествие "проигравших". Как сказал мне во время интервью просидевший семь лет в российских лагерях поэт Кнут Скуениекс- "как можно чествовать тех, кто проиграл войну". Латвии не делает чести связывание ее символа (памятника Свободы) с проигравшими в войне - к тому же, чужой нам. "Скучный" ход развития вчерашнего мероприятия свидетельствует о том, что все большее число латышей приходят к этому простому признанию, и это радует.


Написать комментарий