Наш город: Мы живем в аварийных домах 5

пресс-фото
пресс-фото
Каждый третий житель Латвии оценивает состояние своего жилья как плохое или очень плохое.

Подавляющее большинство из нас живет в кирпичных, блочных и панельных многоквартирных домах, построенных в 60-90-е годы. Средний срок эксплуатации многоквартирных домов, построенных в советское время, стремительно приближается к критической черте.

Кстати, по бывшим строительным нормативам и правилам, которые сегодня утратили силу, срок службы панельных домов составляет 70 лет, кирпичных с каменным фундаментом – 100-150, в то время как срок службы механических систем, обслуживающих здания – всего 25-35 лет.

Реновировано 10 из 800

В какой-то мере реновация может продлить сроки эксплуатации зданий, но уже сейчас необходимо готовить общественное мнение к тому, что необходимо строить новое жилье. Однако, положа руку на сердце, ответьте себе честно: многие ли из нас способны потянуть оплату реновации домов, даже при поддержке еврофондов? Неслучайно уже какой год подряд программа повышения энергоэффективности в Даугавпилсе буксует.

Согласно статистике, на ноябрь 2014 года при финансовой поддержке самоуправления в Даугавпилсе было утеплено всего 6 домов, стоящих на обслуживании ПЖКХ. Еще 4 находятся в разных стадиях реализации проектов. Вряд ли эти показатели можно считать серьезными достижениями, если учесть, что только ПЖКХ обслуживает более 800 домов.

И хотя реновация продлевает срок эксплуатации домов, уже сейчас необходимо думать, как вместо разваливающихся старых зданий начать массово стоить новые жилые дома. А пока…

Продайте квартиру за 1 евро

Прошедшая ускоренными темпами приватизация жилого фонда создала как во всей Латвии, так и в Даугавпилсе огромную армию нищих квартирных собственников. На сегодняшний день из 35 000 тысяч даугавпиилсских квартир неприватизированными остались чуть более 4 000. То есть практически 90%  жилья в многоквартирных домах перешло в частные руки. При этом немалая часть собственников просто не способна оплатить коммунальные услуги. Людям приходится сталкиваться с тем, что и деньги, даже если бы они были, не могут спасти их дом. По сути, приватизируя жилье в многоквартирных домах, люди даже не предполагали, с какими проблемами они могут столкнуться.

«Мы приватизировали квартиру почти десять лет назад, – рассказывает даугавпилчанка, позвонившая в редакцию «Нашего города» и поделившаяся  своей бедой. – Родственник передал нам свое право собственности. Деньги были, и мы решили, что можем сыну помочь с квартирой. Все как положено:  купили сертификаты, оформили в Земельной книге. Каково было наше удивление, когда через восемь лет мы получили от самоуправления «письмо счастья», в котором нам предлагалось продать квартиру за 1 евро, так как дом, в котором она расположена, считается аварийным с 1989 года. Кроме этого самоуправление просит нас выплатить в долевом участии деньги, которые необходимы на снос здания.

Я как хозяйка этой квартиры, подписывая документы на приватизацию жилья, не была поставлена в известность, что покупаю квартиру в доме, который признан аварийным. Тем более, я не подписывала никаких бумаг, что ознакомлена с тем, что покупаю квартиру в аварийном доме. Приватизация жилья, как мне объяснил юрист, это юридическая сделка, поэтому самоуправление должно было в законном порядке оформить нормативный акт о том, что мне известно об аварийности дома. То есть я не покупаю кота в мешке, а получаю от самоуправления полную информацию. И это обязанность чиновников всех уровней – неукоснительно соблюдать закон и в случае ошибки брать ответственность на себя. Ничего такого мне не было сообщено и, естественно, мною не подписано. Так как все сроки прошли, то решение Думы о приватизации оспорить невозможно.

После получения письма мы предложили Думе выкупить у нас квартиру за ту сумму, которую мы потратили на покупку сертификатов, оформление документов в Земельной книге. Всего мои затраты составили порядка 1 600 евро. В итоге, мы получили формальную отписку, что деньги нам вернуть самоуправление не может, что самоуправление в данном случае выступает как гражданское лицо, имеющее свою долю в аварийном доме, предназначенном на снос. Мы подали документы в Административный суд, который предложил нам обращаться в Гражданский суд – как нам было сказано, это вообще не административная проблема. Но если обращение в Административный суд нам обходится в 30 евро, то для подачи иска в Гражданский суд нам нужно приготовить 300-500 евро, то есть минимум треть от запрашиваемой суммы. Мы еще раз обратились в Административный суд – от нас затребовали оригинальные документы, которые мы получили в Даугавпилсской думе при приватизации, и документ, который регламентирует отмену решения на приватизацию со стороны Думы.

Очень не хочется доводить дело до Гражданского суда, ведь мы не требуем никаких компенсаций –  мы просим: верните нам деньги, которые мы потратили на приватизацию квартиры. Чиновник, не поставивший нас в известность об аварийности дома, по сути, совершил ошибку, и мы не должны за нее расплачиваться. Нам рассказывал юрист, что бывают случаи, когда люди приватизируют аварийные здания, но они об этом уведомлены. Мы очень надеемся, что нам удастся достигнуть мирового соглашения с руководством Думы».

«Свинья» от чиновников

К слову сказать, 10-я статья Административно-процессуального закона Латвийской республики защищает латвийцев от ошибок чиновника:

«Лицо может быть уверенным в том, что действие учреждения является правовым и последовательным. Ошибка учреждения, в допущении которой лицо невиновно, не должно вызывать неблагоприятных для лица последствий».

Но, как выясняется, на практике все выглядит несколько иначе. И за давнюю ошибку чиновника расплачиваются простые жители, до недавнего времени не подозревавшие, какую «свинью» им положили во время приватизации.

Кстати, как удалось нам узнать из неофициальных источников, случай, рассказанный нашей читательницей, не единичный. Во время приватизации квартиры даугавпилчан не всегда ставят в известность, что они приобретают жилье в аварийных домах. И некоторые из них этого до сих пор не знают.

Опыт заграницы

В Латвии, в отличие от тех же соседей-эстонцев, нет государственной политики в вопросе жилья. И если государство этой проблемой не озаботится сейчас, то через 20 лет латвийцам просто негде будет жить. И в первую очередь, как уверяют специалисты, проблемы у нас возникнут именно с отопительной системой. А потому существующая система реновации зданий, когда упор в первую очередь делается на механическое утепление многоквартирный домов, проблемы сохранения жилья и увеличения срока его службы не решает. Утепление здания при нарушении воздушных потоков может лишь ускорить его разрушение.

Кстати, таллиннские эксперты считают, что реновация многоквартирного жилого дома возрастом 30-50 лет аналогична строительству нового дома. При этом какой бы реновация ни была, качество ее все равно будет ниже, чем у новостроя. Не стоит забывать, что большинство старых панельных домов построено настолько плохо, что их проще снести и построить новые, поскольку серьезная реновация обойдется дороже.

Сейчас Эстония активно работает над государственной программой строительства жилья. В качестве примера для подражания соседи выбирают страны Скандинавии и Европы. Так, например, в Голландии доля муниципального жилья, субсидируемого государством, составляет 35% от всего жилищного фонда, в Австрии и Швеции — 23%, в Великобритании — 21%, в Дании — 19%, в Финляндии и Франции — 17%.

Впрочем, зачем далеко ходить? Прошлым летом Рижская дума утвердила план развития муниципального жилого фонда. До 2018 года в разных районах Риги будет продолжено строительство муниципальных и социальных квартир. Представители самоуправления обещают, что количество очередников должно уменьшиться вдвое. В столице планируется построить 2 000 муниципальных квартир.

Нынешнее руководство ПЖКХ старается уйти от ответа и о наличии в Даугавпилсе аварийных домов, и о состоянии городского жилого фонда. А посему Даугавпилсскому самоуправлению не остается ничего иного, как рассылать горожанам «письма счастья» с предложением купить за 1 евро квартиру в аварийном доме.  

Наталия Салагубова


Написать комментарий

интересный анонс,,
если еще содержание будет соответствовать заголовкам,
а нет так как на рамблере :: Страшная трагедия У такого - то, а у него прыщ вскочил...,
о такой думской инициативе, на сайте нет ни слова,
зачем самоуправлению покупать убитые квартиры?
ЕСЛИ НЕ ПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ НЕ ЗАНЕСЕНЫ В ЗЕМЕЛЬНУЮ КНИГУ, ПОТОМУ ЧТО ДЕНЕГ ДУМЕ ЖАЛКО?

Кон домы!

Мы умрём в аварийных домах!

Согласно правил. КМ 907 срок технической эксплуатации зданий 103, 467 серии составляет 60 лет.
Чтобы продлить службу таких зданий, должны формироваться отчисления на капитальный ремонт зданий, что и делалось в недавнем прошлом. Вопрос, куда делись эти отчисления?
Когда начнут трещать здания этих серий, а таких немало в городе, нынешние чиновники ПУЖКХ всё эти проблемы свалят на владельцев квартир.
Может ли ПУЖКХ представить план по капитальному ремонту ж.д в городе по замене или усилению несущих строительных конструкций зданий с отселением жильцов?

Написать комментарий