Полковник Тимофей Ходырев 3

19 февраля фронтовику, полковнику в отставке Тимофею Яковлевичу Ходыреву, прошедшему Великую Отечественную войну с первого и до последнего дня, исполнилось 102 года.

Рассказом о непростой судьбе даугавпилчанина Тимофея Ходырева мы продолжаем серию публикаций, посвященных 70-летию Великой Победы – ее истории, подвигу и героизму наших дедов и прадедов.

Пастушок Тимка
Родился Тимофей Яковлевич на Орловщине, в большой семье, где кроме него было еще четверо детей. Своего отца Тимка не знал – он умер, так и не увидев новорожденного сына. Детей мать поднимала одна. Как вспоминает Тимофей Яковлевич, он начал работать с 5 лет. С 10 лет деревенских ребятишек уже считали взрослыми. Старшего брата Тимофея Яковлевича забрали в армию, и вся мужская тяжелая работа легла на плечи мальчика. Мать радовалась: «Вот какой у меня помощник растет». 
На селе говорят – день год кормит. Вот и работал паренек: в летнее время нанимался пасти скот – Тимку на деревенском сходе избрали пастухом, а в 12 лет наравне со всеми мужиками выходил в поле – пахал, боронил.
Сколько себя помнил Тимофей Яковлевич, он всегда страстно хотел учиться. В их деревне школы, к сожалению, не было, поэтому пришлось ему пойти в соседнюю. Учительница мальчику сказала: «Раз ты из другого села, то твои родители должны на отопление школы привезти соломы». А где взять лишней соломы вдове с пятью детьми?.. Так Тимкина учеба, не начавшись, и закончилась. Пока старший брат не ушел в армию, он понемногу учил Тимку буквам.
Когда мальчику исполнилось 13 лет, его к себе в помощники взял дядя. И Тимка переехал жить в Орел. Работал за харчи и жилье, но и этому был рад. Когда выдавалась свободная минутка, Тимка отправлялся гулять по городу. Как-то зашел паренек в книжный магазин и замер. «Пожалела меня продавщица, – рассказывает Тимофей Яковлевич, – дала мне книжку. Я ее за три дня наизусть выучил. Так и началась моя учеба». 
Однажды, проходя по улице мимо заводского клуба, Тимка увидел объявление о том, что молодежь до 18 лет приглашают на 5-месячные курсы. Подросток рискнул, и его приняли. Так и пошло: днем Тимка работал с дядей, вечером ходил учиться. По окончании курсов ребят на работу отправляли по всей стране, Тимку как самого старательного ученика оставили в Орле. Все бы нечего, да платили за работу на заводе крайне мало. 25 рублей хватало, чтобы лишь скудно поесть, а уж купить что-то из одежки – и речи не шло. Так и ходил он на работу в домотканых холщовых штанах и рубахе, пока не решил уволиться и вернуться в деревню. Но вот только увольнять работящего паренька никто не собирался. В кадрах Тимофею заявили: «Тебя учили бесплатно, вот ты пять лет и отработай». И тогда Тимофей, указав на свои босые ноги, в кровь изрезанные валяющейся в цехах стружкой, сказал: «Вот получу заражение крови, умру – и вы отвечать будете!» Начальник хмыкнул, слегка задумался – и подписал Тимофею заявление. 

На заработки в Москву
Но дома Тимофей был недолго: 16-летний парень решил поехать на заработки в Москву. Столица встретила Тимофея неприветливо. Нет, на работу его брали с удовольствием, но как только узнавали, что ему всего 16 лет, сразу отказывали. 
Четыре дня Тимофей ночевал на Курском вокзале. С утра по дешевке покупал в буфете сухари, ел и отправлялся читать объявления о найме. 
Вернуться домой, даже если б захотел, не мог – не на что было. Но удача наконец улыбнулась Тимофею. Совершенно случайно он встретил своих деревенских. Ребята шли наниматься на стройку в ЦАГИ – Центральный аэродинамический институт. Тимофея как слесаря отправили к главному механику. Сметливый паренек зашел в кабинет, увидел на столе чертеж, прилип к нему глазами и вдруг заявил: «А у вас тут ошибка!» «А ты что – чертежи читать умеешь?» – удивился механик. «Умею!» – смело ответил Тимофей.
В общем, взяли парня на работу, дали 50 рублей подъемных, устроили в общежитие. Тимофею в ЦАГИ работать нравилось, но мечту об учебе он не оставлял.

Напутствие Сталина
Узнав, что набирается кружок по ликбезу, пошел учиться. Закончил кружок, потом среднюю школу и рабфак, а затем поступил в Московскую военно-химическую академию им. Ворошилова. Конкурс в академию даже по нынешним временам был высоким: из почти 500 абитуриентов все вступительные испытания выдержали лишь двенадцать. И в их числе оказался простой деревенский паренек и почти что самоучка Тимофей Ходырев.
Спустя пять лет, в мае 1941 года, он закончил инженерно-конструкторский факультет, получив одновременно специальность инженера-химика-технолога и воинское звание лейтенанта технических войск. 5 мая лейтенант Тимофей Ходырев в числе выпускников военных академий был на приеме в Кремле, где их лично поздравил Сталин. Выступая перед выпускниками, глава Советского государства заявил, что на стабильные рабочие места по полученным специальностям им рассчитывать не приходится, потому что скоро начнется война. «Счет идет уже не на годы и даже не на месяцы, а на дни, – сказал Сталин. – А с кем будет война – вы сами можете догадаться…»

С первых дней войны…
О том, что будет война, догадывались многие. Неслучайно в военной академии уделяли серьезное внимание языкам, в особенности – немецкому, и выпускники получали и второй диплом – переводчика. Такой диплом был выдан и Тимофею Яковлевичу. 
По окончании академии Ходырев получил назначение в Белоруссию, в местечко Пружаны недалеко от Бреста, на должность помощника начальника химической службы 30-й танковой дивизии. До начала войны оставался месяц. Но как ни готовились к ней, война началась неожиданно.
Как вспоминает Тимофей Яковлевич, накануне в субботу проводились крупномасштабные учения, очень походившие на реальные военные действия. Тимофей Яковлевич рассказывает, что, разбуженные в 4 часа утра 22 июня по тревоге, он и многие его сослуживцы восприняли это как очередные учения. И даже когда увидели горящее здание вокзала и улетающие вдаль самолеты, офицеры продолжали полушутливо переговариваться: мол, и попадет же кому-то, кто вместо учебных по ошибке снарядил самолеты боевыми снарядами. И лишь когда самолеты, сделав круг, начали возвращаться, и на крыльях все увидели фашистскую свастику, поняли: началась война!
Дивизия отступала с тяжелыми боями, от ее численного состава остались практически единицы. Когда дивизию отправили на переформирование, Ходырев получил назначение в только что сформированное Сталинградское танковое училище на должность начальника кафедры химической защиты.
В 1943 году, после Сталинградской битвы, ознаменовавшей собой перелом в войне, на территории освобожденных Белоруссии и Украины начали формировать Войско польское, а обучать военному искусству польских солдат, жаждущих освободить свою Родину от фашистов, поручили опытным офицерам Советской армии. Тимофей Яковлевич Ходырев был назначен помощником начальника танкового корпуса. Когда часть территории Польши освободили, Ходырев был переведен туда и назначен начальником химической защиты 2-й артиллерийской дивизии Войска польского, в составе которой и продолжил боевой путь вплоть до самой Победы. Здесь снова сказалась тяга к знаниям – с помощью сослуживцев-поляков Тимофей Яковлевич в течение всего трех месяцев в совершенстве освоил польский язык – не было заметно ни малейшего акцента.
В ночь на 9 мая 1945 года части находились недалеко от Эльбы на территории Германии. Вдруг – стрельба со всех сторон. Сначала поднялась тревога, но  потом выяснилось, что причиной беспорядочных выстрелов и залпов является безудержная радость тех, до кого уже дошла великая весть: война закончилась! Победа!

В мирное время
Уже в мирные годы, оставаясь военным, Тимофей Яковлевич служил на Украине, в Забайкалье, на Алтае, в Куйбышевской области. С 1958 по 1963 год командовал воинской частью на знаменитом ныне объекте «Чапаевск-11».
В 1963-м полковник Ходырев получил назначение в Даугавпилс на должность  командира части химических складов. Прослужив еще 6 лет, Тимофей Яковлевич ушел в отставку. Затем, до 1985 года, он работал в Даугавпилсском горисполкоме главным инженером Жилищного управления.
Вот уже 68 лет вместе с Тимофеем Яковлевичем по жизни идет Маргарита Васильевна. Коренная москвичка не побоялась бросить столичный город и, как сейчас признается, ни разу не пожалела, что свою судьбу связала с Тимофеем Яковлевичем. Супруги Ходыревы вырастили замечательных дочерей: Лариса живет под Москвой, в академгородке, она – кандидат биологических наук; Инна осталась в Даугавпилсе, по специальности – экономист-бухгалтер. У четы Ходыревых четверо внуков и уже двое правнуков.
По традиции, каждый год 19 февраля Тимофея Яковлевича с днем рождения приходят поздравлять не только ветераны из ДОБАК, но и представители Генерального консульства Российской Федерации. Вот и в этом году в гостеприимном доме Ходыревых ждут гостей.
«Наш город.» от души поздравляет Тимофея Яковлевича с днем рождения и с наступающим праздником 23 февраля – Днем настоящих мужчин.  Здоровья Вам и благополучия! 



Написать комментарий

Вечная память Тимофею Яковлевичу-сегодня 24 марта 2015 года похоронили.,

Вечная память Тимофею Яковлевичу-сегодня 24 марта 2015 года похоронили., горожанин

Искренние соболезнования родным и близким

Vechnaja pamjatj takomu cheloveku!Na takih ljudjah pobeda postroena,na takih ljudjah prodolzaetsja ziznj!

Написать комментарий