В Британию переселились 3% жителей Латвии. План реэмиграции оказался пустым звуком 1

фото: ru.focus.lv
фото: ru.focus.lv

Пару дней назад в британской газете Daily Mail появилась новость, что в Великобритании живут 61 440 уехавших из Латвии или каждый тридцатый. Если по абсолютным цифрам мы не лидеры, то по относительным — одни из.

Данные о количестве эмигрантов из Латвии у разных иностранных служб, центрального статистического управления и исследователей, изучающих и нерегистрированную миграцию, разнятся. Самый авторитетный латвийский исследователь, профессор Латвийского университета Михаил Хазан регулярно выступает с цифрами об эмиграции, которые на время заставляют бурлить политический пруд, сочиняются какие-то программы, но результатов не видно.

Полтора года назад правительство утвердило план реэмиграции на 2013-2016 год, надеясь до 2016 года вернуть около 80 тысяч уехавших. О результатах не слышно, вместо них демографы сообщают о продолжении эмиграции на от 10 до 20 тысяч ежегодно уже после кризиса. И из личных контактов слышу истории об уехавших близких. А вот о возвратившихся, к сожалению, нет. Моя родственница горячо рассказывала о желании вернуться в Латвию, но после поисков работы все кончилось получением ирландского гражданства в надежде хотя бы временно переселиться в Австралию.

Отношение людей к необходимости плана очень разное, в отличие от единодушной уверенности, что нужно остановить снижение количества жителей, на которое влияет эмиграция и демография.

Но даже если в обе сферы будут сделаны достаточно серьезные местные инъекции, это не поможет, если болен весь организм. Тут возникает ассоциация с уроками Золитудской трагедии — родственники погибших и пострадавших, вся общественность ждали изменения системы, очищения от коррупции, мошенничества, безответственности и алчности в политике и строительстве, а получили неоднозначно оцениваемых поправки к закону о строительстве. Как сказал Neatkarīgā Rīta Avīze Юрий Есипенко, у которого в Золитуде погибли брат и жена брата, в обрушении магазина виновна «система, в которой все ветви власти сплелись в единый узел». Это спрут, не дающий развиваться строительству в Латвии, потому что в сотрудничестве и с помощью политиков все контролируют несколько гигантских компаний, чьи менеджеры ничего не понимают в строительстве, а единственная задача юристов — не платить субподрядчикам. Поэтому он не верит, что на скамью подсудимых сядут реальные виновники.

Так же, как ожидания пострадавших и общественности не были связаны с так и не появившимися за целый год результатами расследования или поправками к закону о строительстве, факторы, мотивирующие людей вернуться в Латвию или заводить детей, не вписываются в тот или иной план, в правительственную декларацию, где раздел демографии чисто символический, без конкретных обещаний, значимых стимулов. Нет и смысла касаться этого декларативного документа, который не означает никаких юридических обязательств. Да и политических тоже, потому что общественность уже привыкла к тому, что декларация нужна, в основном, для галочки. Эффективнее, чем декларация или программа реэмиграции, сработает готовность максимально помочь в каждом конкретном случае, когда кто-то хочет вернуться.

А чтобы люди не уезжали, важнее то, что мы чуем спинным мозгом, кончиками пальцев. Люди бегут от неуверенности. От того, что не будет работы и пропитания, что, заболев, не смогут заплатить за лечение, не смогут дать детям хорошее образование и условия жизни, не раскроют свой потенциал в профессии, спорте, искусстве...

Исследования показывают, что больше всего жителей уезжают из экономически менее развитых регионов, особенно из Латгалии, где выше всего уровень безработицы. Неудивительны и результаты проведенного в этом году Обществом налогоплательщиков опроса уехавших, где как главные факторы реэмиграции названы улучшение экономической ситуации в стране (22%), возможность найти хорошо оплачиваемую работу (21%), большая зарплата после уплаты налогов (19%), большие социальные гарантии (19%), лучшие возможности образования (6%).

Видя, что уезжают люди, желающие работать, главная задача правительства, в том числе и при планировании госбюджета и стратегий, создавать не макроэкономические данные или финансовые показатели, а рабочие места, способствовать их появлению всеми доступными средствами, чтобы появлялось ощущение, что страна для людей, а не наоборот.

Недавно знакомый написал на Фейсбуке свои ощущения после посещения Регистра предприятий: «Чувствовал себя маленьким и ничтожным в их могущественной конторе. Никто не скажет, все ли правильно заполнено, не забыто ли что, потому что в таком случае будут делать государственные нотариусы?» Похожие истории приходилось слышать и про другие контролирующие учреждения. На словах мы способствуем, обеспечиваем, развиваем, а в реальности — вымираем.


Написать комментарий

Nado buitj ochenj boljshim patriotom Latvii, chtobi vernutjsja iz Velikoj Britanii v nishuju malenjkuju nezavisimuju stranu.