Ученые обнаружили муравьев-зомби

фото: dailymail.co.uk

Ученые из университета штата Пенсильвания и федерального университета Викоса в Бразилии обнаружили муравьев, контролируемых грибом, который заставляет их возвращаться к муравейнику и, тем самым, заражает спорами новых жертв.

Как сообщает Daily Mail, исследователи из штата Пенсильвания и федерального университета Викоса в Бразилии нашли муравьев-древоточцев (лат. Camponotus), “зомбированных” грибом (лат. Ophiocordyceps camponoti-rufipedis).

В статье, опубликованной в журнале “PLOS ONE”, указывается, что попадая в насекомое, споры этого гриба начинают управлять повадками своей жертвы, заставляя муравья возвращаться и умирать возле своей колонии. Таким образом гриб легко находит новую добычу.

“Муравьи, внутри которых находится паразит, забираются на нижнюю сторону листа и цепляются за нее своими челюстями. В таком положении насекомые умирают, представляя собой платформу для размножения гриба, - объясняет один из авторов исследования, Ракель Лорето (Raquel Loreto). - Постепенно из тела муравья вырастает строма, из которой позже появляются споры. Затем споры попадают на почву и инфицируют новых насекомых”.

Ученые говорят, что репродуктивная деятельность гриба происходит за пределами колонии муравьев, так как социальный иммунитет и коллективные действия этих насекомых не дают паразиту ни малейшего шанса на распространение спор в гнезде.

“Предыдущие лабораторные исследования показали, что социальный иммунитет является важным элементом общества насекомых, особенно муравьев. Но мы впервые увидели этот механизм в условиях дикой природы, - говорит доцент кафедры энтомологии и биологии, Дэвид Хьюз (David Hughes). - Разместив зараженных грибом муравьев в гнезде, мы увидели, как насекомые удалили их в попытке избежать инфицирования. Они очень искусны в очистке гнезд с целью предотвращения болезней”.

Исследователи также обнаружили, что гриб не может развиваться в гнезде, независимо от того, есть в нем муравьи или нет.

“Видимо, паразит не может достичь стадии созревания спор из-за микроклимата внутри гнезда, поэтому он заставляет своих жертв умирать недалеко от него, устраивая засаду на здоровых насекомых”, - заключил Хьюз.

Темы: , , ,