Август 1934г.: Вождь в Даугавпилсе

Изображать себя на купюрах не додумался даже Сталин, а вот Карлис Индрикович эту проблему решил уже в год переворота. За эту отпечатанную в 1934 году в Лондоне «денежку» в любом банке можно было получить 14,5 граммов золота.


Станислав Вайдерс: «При Улманисе был порядок с налогами…»

Как известно, 15 мая 1934 г. в Латвии произошёл государственный переворот. Глава правительства Карлис Улманис, опираясь на военизированную организацию айзсаргов («защитников»), стал диктатором. С «больной» демократией было покончено. Тысячи противников режима власти отправили в тюрьмы и концлагеря. Резко ухудшилось и положение национальных меньшинств. Так, принятый 12 июля 1934 г. закон о народном образовании предусматривал, что в латышских школах могут учиться дети любых национальностей, но латыши – исключительно в латышских. Публично запрещалось употреблять принятое большинством горожан название «Двинск». Впрочем, русскоязычные политики, а также польские и еврейские общества, буквально соревновались друг с другом в выражении лояльности Вождю, как официально именовала Улманиса пропаганда. Ровно 70 лет назад, 17 августа 1934 г., он осчастливил Даугавпилс своим визитом.

«Гордитесь своим городом!»

Формальным поводом посещения города стал 15-летний юбилей создания 10-го Айзпутского и 11-го Добельского пехотных полков, расквартированных в Крепости. Центральным же событием пребывания Вождя в Даугавпилсе стала его речь на привокзальной площади (ныне – ул. Стацияс). Воспроизведём её основные тезисы. Восславив достижения режима за 3 месяца, Улманис изрёк следующее:

«Жители Даугавпилса! Начните думать о своём городе по-иному. Не думайте о нём как о каком-то мелком местечке. Приучитесь сызнова думать о его былом значении. Ещё с древних времён это место было очень важным. Даугава связывает нас с другими странами и народами. Здесь, в Даугавпилсе, находится то самое место, где чудесным образом сходятся границы Латвии, Советской России, Польши и Литвы. Это чрезвычайно важное место! И пусть оно поможет нам установить и развивать добрососедские отношения с этими государствами. Возвеличьте сами значение своего города – метрополии юго-восточной Латвии!»

Затем участники торжественной церемонии встречи перенеслись на Церковную площадь (ныне – Виенибас). Председатель Даугавпилсской городской управы Янис Волонтс (глава города с 1923 года – С.К.) распинался о «временах партийных оков» и проклинал свергнутую демократию. Улманис также вкратце упомянул «мрачные партийные времена», но тут же перешёл к светлому будущему: «Я верю, что на этой площади вскоре поднимется Дом Единства. Я не знаю ни партий, ни народностей. Мы все – дети одной Латвии!» Шквал аплодисментов. Замысел Вождя был полностью реализован спустя три года, в декабре 1937. Горожане в просторечьи до сих пор именуют Центр латышской культуры Нардомом.

Прощаясь с Даугавпилсом, Улманис выразил надежду, что к его следующему приезду все жители города вполне сносно смогут объясняться на латышском. Увы…

В последний раз Карлис Улманис выехал в Даугавпилс 16 июня 1940 г. Но так и не доехал из-за советской ноты. Пообедав в Крустпилсе, развернулся обратно в Ригу.
«Никаких конвертов!»

Будучи в Даугавпилсе, Улманис вспомнил, как жалко выглядел только что освобождённый от большевиков город в начале 1920 г., когда он впервые его посетил. Сплошные руины, голод, эпидемии. Теперь – совсем другое дело.

Большинство латвийских историков относятся к авторитаризму Улманиса отрицательно. Они в один голос утверждают: достаточно было изменить закон о выборах Сейма, ввести процентный барьер (как сейчас), чтобы избавить страну от политической лихорадки и террора мелких партий. Однако практически все признают достижения режима в хозяйственной сфере.

Вспоминает житель района Станислав Вайдерс: «Улманиса называют диктатором. Так и было. Однако при этом он упорядочил взимание налогов с предпринимателей. Каким бы врагом демократии он ни был, Улманис не выносил распространенную ныне практику пресловутых «конвертов». Я сам хорошо помню, как в мастерскую время от времени заявлялись правительственные контролеры и безжалостно штрафовали хозяина за нарушение закона. В то время владелец мастерской подучивал работников: мол, если придут с проверкой, скажи, что просто зашел обстругать доски. Но контролеры возвращались через пару дней и вновь видели тех же работяг за станком. Часто доходило до закрытия подобных частных «лавочек». Зато казна получала все в полном объеме.

17.08.2004 , 13:37

"Миллион"


Написать комментарий