Андрис Страздс: «Не надо мешать экономику с политикой»!

Прочитав в «Миллионе» (от 05.08.2004) статью «Кого регулирует Регулятор?», руководитель Даугавпилсского регионального Регулятора общественных услуг Андрис СТРАЗДС попросил газету предоставить ему слово. Что «Миллион» охотно сделал: объективность и равноправие участников дискуссии - основные принципы газеты.

Все началось с письма

- Я не хочу комментировать эту статью, – сказал руководитель Регулятора общественных услуг Андрис Страздс. Давайте лучше посмотрим, что г-н Степанов положил в ее основу. Боюсь, что далеко не каждый читатель нашел в себе силы прочитать ее до конца. Скорее всего, глянул на заголовок, на фото г-на Степанова и подумал: «Ага, снова гвоздит наш народный защитник этот самый Регулятор, который утверждает ужасные тарифы на тепло, воду и т.д. И правильно делает, что гвоздит: поделом этому Регулятору. Ай да молодец Сергей Степанов!»
А началось все с того, что С.Степанов прислал в Регулятор письмо, в котором просил принять решение по двум вопросам.
Первый: самоуправление-де не определило плату за тепло на 1 кв.м. жилья, хотя, утверждает С.Степанов, это прямая обязанность самоуправления.
Второй: необходимо пересмотреть плату за 1 куб.м. горячей воды, которая сейчас составляет 1,50 лата. Но поскольку такая цена соответствует тарифу в 18,62 лата за 1 мегаватт тепла, а на самом деле тариф – 17,72 лата, то стоимость горячей воды должна быть меньше. И подписался г-н Степанов как председатель «Общественного совета по надзору за предприятиями самоуправления».

«Сударь, вы представляете только самого себя!»

- Я направил С.Степанову письмо, в котором просил его подтвердить документами, что представляемая им общественная организация реально существует, официально зарегистрирована, и что он действительно является ее председателем. Поскольку от прояснения этого вопроса зависела форма ответа: или как частному лицу, или как общественной организации. С.Степанов прислал нам документ регистрации некоего Центра изучения общественного мнения, председателем которого является некто Алексей Воронин. Но согласитесь, что рекламируемый Степановым «Общественный совет по надзору за предприятиями самоуправления» и вышеупомянутый Центр изучения общественного мнения – это далеко не одно и то же. Более того – это совсем разные организации. Тогда, может быть, Общественный совет является структурной частью или филиалом Центра? Мы в этом не убедились, т.к. на этот счет С.Степанов не представил никаких документов. В конце концов Совет Регулятора убедился, что г-н Степанов представляет только самого себя, о чем ему письменно было сообщено. Ответ в виде решения Совета Регулятора он получил как частное лицо. Скажу более того: в принципе не может быть общественной организации с таким амбициозным названием, как «Общественный совет по надзору за предприятиями самоуправления». Поскольку закон не разрешает в названиях общественных организаций использовать слова «самоуправления» или «государство». Да, С.Степанов может создать любую официально не зарегистрированную организацию, но ее статус и возможности равнозначны, к примеру, какому-нибудь школьному клубу филателистов.

«А теперь по-существу»

- В письме г-на Степанова в Регулятор фактически утверждается, что: а) плату за тепловую энергию должно устанавливать самоуправление; б) нормативные акты запрещают устанавливать в квартирах приборы, измеряющие тепло, и поэтому поставленное тепло должно рассчитываться по квадратным метрам; в) определение платы за тепло по квадратным метрам есть обязанность самоуправления; г) плата за кубометр горячей воды в 1,50 лата соответствует несуществующему тарифу 18,62 лата за мегаватт/час, и эта плата незаконна начиная с 15 января 2004 года.
Я отвечу по-существу на эти утверждения, причем не в порядке полемики со С.Степановым, а для того, чтобы горожане лучше понимали, какова ситуация на самом деле.
В государственных нормативных актах, которые регламентируют вопросы поставки тепловой энергии, ничего не говорится о том, что определение платы за тепло на один квадратный метр есть обязанность самоуправления.
В то же время между жителями и ПЖКХ заключены договоры, в которых оговаривается порядок расчета за полученные услуги. А в приложении N№1 договора N№54 между теплосетями и ПЖКХ от 03.01.2000 сказано, что «Пользователь» (ПЖКХ) поручает «Поставщику» (теплосетям) производить расчеты за отопление и горячую воду, поставленную в дома, находящиеся на балансе «Пользователя». Пункт 6 договора говорит, что учет поставленной тепловой энергии может определяться приборами или методом расчета. Т.о. из договора вытекает, что АО «Даугавпилс Силтумтикли» могут самостоятельно осуществлять расчет за поставленную теплоэнергию. Спрашивается, о чем тут спорить? Чем возмущаться?
Далее. Пункты 7 и 7.1 Правил N№133 от 26.03.2002 гласят, что если в квартире не установлены измерительные приборы, то плата за тепло определяется пропорционально общей площади квартиры. Но после того, как в соответствии с п.18 Правил КМ N№41 установлен домовой теплосчетчик, жители дома могут договориться между собой об установке в каждой квартире прибора учета использованной теплоэнергии. Технически это возможно.
По поводу платы 1,50 лата за кубометр горячей воды, которая якобы соответствует не установленному тарифу 17,72 лата, а более высокому – 18,62 лата. По информации, полученной из теплосетей, следует, что плата за 1 кубометр горячей воды включает не только расходы на ее подогрев, но и расходы по ее доставке.

Приглашение к конструктивному диалогу

На все поставленные в своем письме вопросы С.Степанов получил подробные и конкретные разъяснения в решении Совета Регулятора. У него был месяц времени, чтобы оспорить это решение в судебном порядке. Однако он этого не сделал. Предпочел поднять шум на страницах газеты. Но разве это конструктивно? Не согласен с решением Регулятора – подавай в суд и там доказывай свою правоту. Но вся беда в том, что у нас очень любят смешивать экономику с политикой. Но не следует забывать о том, что за тепло, воду и т.д. надо платить столько, сколько это стоит. Иначе предприятия, поставляющие эти услуги, разорятся. Я уверен, что ни С.Степанов, ни другие политики не хотят, чтобы наш город остался без тепла, воды и газа. Поэтому вместо неконструктивной критики лучше вместе подумать, как устранить различные недостатки. Например, в большой доработке нуждаются договоры между жителями и ПЖКХ. Нужно сделать жителей равноправными участниками этих договоров. И здесь г-н Степанов со мной согласен. Я думаю, можно найти и другие точки соприкосновения для сотрудничества на благо города и горожан. Было бы только желание.

P.S. Остается надеяться, что полемика между представителем общественной организации и руководителем Регулятора действительно пойдет на пользу городу. Такая полемика необходима при условии, что в результате победит истина, а не личные амбиции. В таких вопросах, как расчет тарифов на коммунальные услуги, еще немало неясных моментов для горожан. Письмо С.Степанова в Регулятор побудило эту организацию принять решение о том, чтобы тепловые сети провели разъяснительную работу среди потребителей о порядке расчета за поставляемые услуги, а также усовершенствовать договор между теплосетями и ПЖКХ.

12.08.2004 , 14:54

"Миллион"


Написать комментарий