Мундир без пятен. А совесть?

О коррупции в полиции не рассуждал только ленивый. Стоит появиться критической статье о «рэкетерах в погонах», как Интернет буквально взрывается комментариями. Общественное мнение есть общественное мнение – никуда от него не денешься. К тому же, как говорится, «дыма без огня не бывает». Только ведь не с Марса и не с Венеры «оборотни в погонах» прилетели. Вышли, так сказать, из наших рядов.

Какое общество – такие полицейские. Можно с большой долей уверенности предположить, что молодые ребята, поступающие учиться в школу полиции или в полицейскую академию, ни в коем случае не рассуждают: «Вот займу тепленькое местечко и быстренько разбогатею за счет взяток и прочих махинаций». Скорее, они думают о сложных расследованиях, выстрелах и погонях. Ну и о том, что будут иметь стабильную работу. Ведь безработица служащим в полиции не грозит. А потом… Один раз человек поступится принципами, второй раз немножечко сподличает, третий раз соврет… и пошло-поехало. Через пару лет вместо благородного робин гуда мы имеем циничного вымогателя, а то и пособника преступников.
… Мой мобильник все громче и громче наигрывал мелодию из «Женитьбы Фигаро»– я бегом кинулась к телефону из соседней комнаты. Успела. Голос звонившего явно принадлежал молодому мужчине. Представиться он не пожелал, впрочем, его можно понять. Парень был глубоко возмущен поведением своего знакомого. Все говорило о том, что тот соврал, переложив вину на другого, чтобы остаться в школе, закончить ее и встать на страже порядка. «Каким же он будет полицейским – возмущался голос в трубке, – если уже сейчас врет!». Таким вот и будет. Не дай Бог, если доведется с ним столкнуться на жизненной дорожке! Как бы не случилось того же, что на обычной дороге – шоссе.
В ноябре темнеет рано. А уж в четыре утра темнота такая, что хоть глаз коли. Машин на трассе немного. Казалось бы, риск столкновения ранним утром сведен почти к нулю. Но аварии случаются. Водитель «Мерседеса», идущего по главной дороге, был просто-таки ошарашен, когда в него врезался «Фольксваген». С чего бы вдруг? Дорога пустынная, ничто не мешало разъехаться – места хватало. Он выскочил из машины и стал лихорадочно осматривать урон, нанесенный родному «Мерсу», так сказать, оценивать потери. Шальной «Гольф» отъехал метров на сто и остановился. Через какое-то время он заметил, что из «Фольксвагена» выбрался пошатывающийся мужчина. Вызвали полицию. Был составлен административный протокол. Оказалось, что виновник происшествия пьян – у него обнаружено 1.7 промилле алкоголя. (Считай – полбутылки водки принял на грудь парниша. Или чего-нибудь эквивалентного этой дозе). Он признал себя виновным в дорожно-транспортном происшествии и расписался в протоколе. Поскольку никто из людей в аварии не пострадал, после расследования дело было передано на рассмотрение в административный суд. Прошло всего пару недель со времени происшествия, когда состоялось судебное заседание. Показания парня отличались от данных на предварительном следствии, как день и ночь. По его версии, он был основательно выпивши и тихонечко заснул в машине, которой управляла младшая сестра. Та, поняв что «Фольксваген» врезался в «Мерседес» тут же выскочила из машины и умчалась в темноту. Сам он видел благостные сны и вдруг – треск, шум, в общем – ужас. Проснулся, и с пьяных глаз не понял что к чему. Потому, дескать, и расписался в полицейском протоколе, потому и признался, что был за рулем. А это все сетричка, все она.
Объяснение, конечно, шито белыми нитками. Но никто не может назвать человека виновным иначе как по приговору суда. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого и он невиновен, пока не доказано обратное. Так что судья обязан придерживаться презумпции невиновности. По уголовным и административным делам она имеет место быть. Только по экономическим преступлениям действует презумпция виновности – то есть подозреваемый сам должен доказывать, что невиновен.
Шофер разбитого «Мерседеса» свидетельствовал, что не сразу посмотрел в строну «Фольксвагена» – за это время девчонка могла убежать. Она сама, несмотря на предупреждение об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, и даже о возможности отказа давать показания против близкого родственника, признала, что сидела за рулем. А убежала, по ее словам, потому что испугалась – по молодости и неопытности. Вопрос о ее наказании будет решаться в дорожной полиции.
Я решила расспросить подробности у судьи. Она, видя мое недоумение, пояснила, что только таким могло быть решение суда. Хотя, конечно, у нее остались сомнения в невиновности парня. Но не пойман – не вор. Вопрос о его служебном и профессиональном соответствии решать руководству школы полиции.
Так что мундир, можно сказать, остался чистым. А вот чиста ли совесть? Как не вспомнить пословицу: «Береги платье снову, а честь – смолоду!»

22.11.2005 , 10:30

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий