Упражнение на шведской стенке 1

У уличных отморозков есть отработанный прием: перед тем как напасть на миролюбивого прохожего, подослать к нему нагленького шкета. Ну а когда его "пошлют", вывалить всей толпой. Весьма схожим образом действует Североатлантический союз по отношению к Швеции, назначив Латвию "посредницей диалога" с ней.

Фирменный стиль латвийского МИДа

Шеф внешнеполитического ведомства ЛР Артис Пабрикс с присущим ему изяществом уже успел заявить, что в Швеции “дискуссия об участии в НАТО, скорее всего, начнется раньше, чем в Белоруссии”. И в этом плане очень может помочь “опыт наших негосударственных организаций, например, LATO”, а также “наше мнение о безопасности, о нейтралитете, о Второй мировой войне”.

Шапкозакидательский провинциализм, без сомнения, является отличительной чертой новейшей латвийской дипломатии. Но всему должен же быть предел! Вторая мировая война, конечно же, была суровым событием для латышской нации, только–только вставшей на самостоятельный исторический путь. Вот в генной памяти шведского народа отпечатались совсем иные, гораздо более ранние войны — Северная, к примеру. И относительно LATO г–н Пабрикс явно переборщил. “Негосударственный” характер этой организации, финансировавшейся из тех же источников, что и партия Jaunais laiks (генспонсор и топ–менеджер проектов был один — Григорий Крупников), он может пропагандировать на своих лекциях по внешней политике в Валмиере, может быть, там поверят. Удивительно и то, что учить шведов уму–разуму собирается страна, с самого начала своей государственности сидящая на игле помощи… самой Швеции. Давно ведь известно, что в 1990–1991 годах именно шведы финансировали поездки по всему миру “министров в изгнании” Яниса Юрканса и Дайниса Иванса, рассказывавших всем про жуткие преступления СССР в Латвии. С тех пор, однако, у ЛР появились и другие, более влиятельные “контрагенты”, которые не прочь попытаться затолкать в НАТО уже Швецию.

Кому без НАТО жить хорошо

Характерно, что Стокгольм ко всем этим попыткам относится с нордической выдержанностью.

Так, собираясь с визитом в Москву, министр обороны королевства Бьерн фон Сюдов заявил, что у Швеции “нет планов вступления в НАТО”. “Мы не испытываем дефицита безопасности”, — подчеркнул глава шведского оборонного ведомства. “Швеция сейчас продолжает политику неучастия в союзах, делая акцент на международной солидарности”. Министр приветствовал создание между Россией и НАТО нового механизма взаимодействия.

В Москве, однако, на ситуацию смотрят более скептически. “Тревогу вызывает тенденция милитаризации нейтральных государств, — высказался недавно глава комитета по обороне Государственной думы Андрей Николаев. — С одной стороны, классические нейтральные страны, как, например, Швеция или Австрия, не могут игнорировать расширение НАТО. С другой стороны, нейтральные страны — члены Европейского союза неизбежно будут втягиваться в политику НАТО, поскольку его участники входят в Евросоюз”.

Российские политики учитывают: в Европе законодательно зафиксированный статус постоянно нейтральных стран принадлежит только трем странам — Швейцарии (с 1815 г.), Австрии (с 1955 г.), Мальте (с 1981 г.). Нейтральная же политика Швеции не “прописана” ни в конституционных актах страны, ни в международных договорах, определяясь как “политика свободы в мирное время, имеющая целью сохранение нейтралитета Швеции в случае войны”.

С “единой зоной” не вышло

Бурная шведская активность в постперестроечное время в Балтии привлекла внимание США уже в 1996 году. Влиятельнейшая Rand Corporation — аналитический гигант, питающий госдеп вне зависимости от фигуры президента в Белом доме, — выдвинула идею о возможности создания ЕДИНОЙ ЗОНЫ безопасности северных и балтийских стран. Тогда считалось, что из стран бассейна Балтийского моря реально в ближайшее время могла стать членом НАТО только Польша, а Прибалтика может остаться в “серой зоне” — “под угрозой русского империализма”. Поэтому Швеция и Финляндия, заявлялось в разработке Rand, обязаны взять на себя “больше ответственности” за безопасность Балтии, а “ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РУССКОМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ в страны Балтии должно стать первоочередным вопросом политики безопасности для стран европейского севера”. Особенно соблазняла НАТО современнейшая армия и ВПК Швеции.

Однако в этот момент глава МИД Швеции Лена Ельма–Валлен твердо провозгласила свободу от военных союзов, отсутствие планов на вхождение в какую–либо общую систему обороны или взятие на себя оборонных обязательств, в том числе и в отношении Прибалтики: “Шведское правительство ПРОТИВ такой регионализации политической безопасности, в результате которой Швеция может оказаться в одиночку перед проблемами безопасности на Балтике”. Однозначный отказ Швеции от военного регионального лидерства, упорная приверженность нейтралитету, причиной коего было опасение остаться в одиночку в зоне прямых жизненных интересов России при отсутствии гарантий НАТО для опекаемой ею Балтии, изменили геополитические планы США. В выборе регионального лидера Вашингтон сделал ставку на Данию, члена–основателя НАТО. Копенгаген же не только принял предлагаемую роль, но и выступил со встречным планом по усилению позиций НАТО в Балтии.

Наказание неучаствовавших

Затем Вашингтон сделал все, чтобы Швеция оказалась отодвинутой на обочину процесса, причем не только за неуступчивость и “чрезмерное” следование политике нейтралитета. Она получила урок и за то, что, по мнению США, “переоценила” значение России. Стало ясно: американцев категорически не устраивает нейтралитет Швеции. США инициировали кампанию “черного пиара” против Швеции. По многочисленным публикациям, немцы, избавляясь от нацистского золота, расплачивались им за шведскую руду (40% потребностей немецкой военной индустрии!), шарикоподшипники, заготовки для “Фау–2” — все с санкции нейтрального правительства. Затем пошли публикации о родственниках Рауля Валленберга — элите шведского бизнеса, сотрудничавших с нацистской Германией во время того, как Валленберг спасал евреев в Будапеште. Из той же оперы была и сага о латышских легионерах, преданных вероломными шведами Сталину…

Убитая при загадочных обстоятельствах Анна Линдт была продолжателем политики нейтралитета. Нынешняя конъюнктура — нахождение на посту министра иностранных дел Швеции латышской эмигрантки Лайлы Фрейвалдс, вроде бы обещает поспособствовать успеху американской многоходовки. Но главной, непреходящей ценностью Швеции остается ее уникальное геополитическое положение, практически исключающее возможность захвата территории страны в любом вооруженном конфликте — за исключением, конечно же, мировой ядерной войны, сценарий которой ныне всерьез не рассматривается. От добра добра не ищут — и умудренная своей историей нация предпочитает сокращать военный бюджет, сохраняя строившееся многими поколениями социальное общество благосостояния. К чему волноваться за свою безопасность, когда южные берега Балтики прикрыты столь могучими державами НАТО?

09.08.2004 , 14:56

"Вести сегодня"


Написать комментарий

козлы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!