Что творится с российской эстрадой? 1

Главной сенсацией завершившегося конкурса "Новая волна" стала победа латвийского коллектива Cosmos, поющего в нестандартном для поп-музыки жанре a capella. Мы попросили членов жюри "Новой волны" композитора Раймонда Паулса и певицу Лайму Вайкуле прокомментировать итоги конкурса, поделиться своим мнением о состоянии дел в российском шоу-бизнесе и оценить скандальный номер Филиппа Киркорова, показанный в Юрмале.

Раймонд ПАУЛС: “Боюсь, как бы опять не получился скандал”

Тяга к натуральному звуку

— До начала конкурса вы говорили, что не рассчитывали на победу группы Cosmos. И сами мальчики вначале хотели отказаться от участия в “Новой волне”. Чем, на ваш взгляд, обусловлена эта победа?

— Лучше до конкурса никогда не загадывать. А то кричали перед Евровидением, что победа почти у нас в руках. И что получили в итоге? Я думаю, выиграли наши ребята заслуженно. Их сильная сторона — вокальное пение в жанре a capella. Необычным показалось отсутствие традиционной фонограммы на заднем плане. Это и сыграло свою роль. Во-вторых, у ребят очень хорошая школа, пройденная в Хоре мальчиков Домского собора. Они великолепно чувствуют стиль и классической, и популярной музыки. Конечно, это их козырь.

— Вам не кажется, что успех “космонавтов” в какой-то степени свидетельствует о кризисе традиционных жанров российской поп-сцены?

— Мне кажется, люди сейчас по горло сыты стандартной танцевальной музыкой, которая звучит беспрерывно по всем коммерческим станциям. Отсюда появляется тяга к акустическому натуральному звуку. Видите, даже на Евровидении в прошлом году очень хорошо выступил бельгийский ансамбль, который отличался от всех остальных. Так что победа этих мальчиков — повод для раздумья, что творится в шоу-бизнесе вообще. Это кошмарное пение под фонограмму — люди ведь понимают, что их надувают. Зачем платить большие деньги за концерт, если можно купить диск и послушать его дома?

— Злые языки говорят, что если бы “Новую волну” транслировали по Первому каналу на Россию, латышам ни за что не дали бы победить. А вы как думаете?

— Конечно, в жюри был сильный перевес московских музыкантов. И если бы они захотели, могли бы повернуть голосование в другую сторону. Но, на мой взгляд, все они — Агутин, Николаев, Матецкий, Крутой — проголосовали в данном случае очень честно. Сейчас каждый начнет выдвигать по поводу победителей какие-то версии. Как мне уже сказали: “Вы между собой договорились, что Латвии дадут первое место”. Но это же бред! Мы даже не встречались перед конкурсом, как раньше, не обсуждали ничего.

— И все-таки слухи о том, что конкурс проплачен, а итоги его заранее известны, не перестают циркулировать.

— Да надоели они уже!

Все решает Москва

— А разве россиянку Ирину Дубцову жюри в последний день искусственно не вытянуло на призовое место?

— Это уже пусть останется на их совести. У меня были другие фавориты.

— И кто они?

— Мне, например, эстонка очень понравилась. Очень сильная, фирменная певица, мы думали, она будет в числе лидеров. Но она из-за репертуара проиграла. Я с большим интересом слушал армянский квартет, однако, по-моему, девочки перестарались. Понравился исполнитель из Германии, и парень из Норвегии очень стильный и обаятельный.

— А как вы оценили выступление Ланы Швилпе, вокруг выдвижения которой от Литвы было столько шума?

— Ну, как вы видели, она не оправдала ожиданий. И дело опять же в репертуаре. Мне уже звонили из Литвы, боюсь, как бы опять не получился скандал.

— В связи с чем может быть скандал?

— Литовская газета мне опять задает вопросы, кто ее посылал на конкурс.

— О вашем участии в следующей “Новой волне” существуют противоречивые сведения. И почву для них дали вы сами. То вы говорите, что отстраняетесь от конкурса и отбора участников, то наоборот. Так чему верить?

— Могу сказать, что на этот раз все решалось в Москве, и в будущем так будет. А мы какую играем роль? Да никакую. Просто даем площадку в Юрмале, и некоторые наши представители в конкурсе участвуют. Вообще надо посмотреть, как будет развиваться судьба конкурса. Потому что там с телевидением вопрос не улажен.

— Но если все сложится, какова будет ваша роль в конкурсе?

— Я считаю, что по возрасту должен заниматься уже более серьезными вещами, я уже не вписываюсь в молодежный формат. Я могу просто поделиться своим опытом. А вообще им надо кого-то помоложе искать. “Благодарить” за это стоит людей, которые мне постоянно звонили, пытались давить на меня в Риге.

— Но ведь ваши подопечные занимают призовые места. Разве это не дает вам морального удовлетворения?

— Я к этому привык. Хотя приятно, конечно.

Музыка не для стадионов

— Давайте вернемся к группе Cosmos. Как вы думаете, какие перспективы открылись перед “космонавтами” после победы?

— Тут все зависит от того, как их раскрутить. Сейчас важно не потерять то преимущество, которое им дано в этой ситуации. Перед ними много возможностей. Они могут петь и классику, и серьезную музыку, и попсу. Возможно, они сделают смешанную программу. Но, думаю, их музыка не для больших залов и стадионов, это все-таки камерное пение.

— Игорь Николаев предсказал группе успех в Японии и других странах, где модно пение а capella.

— Все может быть. Однако их судьба в руках продюсеров. И не дай бог, чтобы между мальчиками начались разборки, конфликты, от которых погибли очень хорошие коллективы.

— Есть ли у них шанс стать популярными в России?

— Они могут великолепно выступать с концертами в крупных культурных центрах — Москве, Петербурге. А в провинции — сомневаюсь, ведь они еще не раскручены. Сейчас ведь о всех узнают по телевидению, ценят по рейтингам, как это ни страшно. Конечно, обидно, что их не показали на Первом канале, может быть, сейчас они гремели бы по всей России.

— Но Игорь Крутой сказал, что по какому-то из метровых каналов конкурс покажут.

— Да, конечно. Но все равно упущен момент новизны, эффект прямой трансляции, когда люди сидят каждый вечер перед телевизором и болеют, как на футболе или хоккее.

— А вы не думаете помочь “космонавтам” с раскруткой?

— Я этим не занимаюсь, я никогда не был продюсером. Могу только поддержать. Я сейчас предпочел бы думать, кого готовить для Евровидения и для следующей “Новой волны”, если она будет. Уже сейчас надо присмотреться к молодым, кого выдвигать.

— А есть кандидатуры на примете?

— Пока еще нет. Но мы должны кого-то подобрать.

Король голый

— Скажите, как вы восприняли скандал с Киркоровым?

— Это все на его совести. Я ему сказал: “Филя, ты давай успокойся и не делай глупостей, не ссорься с прессой, а то проиграешь”.

— А как восприняла Юрмала шоу короля ремейков?

— Это было абсолютно мимо, стыдно было даже в зале сидеть. Непонятно, зачем ему надо было на сцене доказывать свою правоту? Я думаю, это очень сильный его промах, который может негативно сказаться на всей карьере. Люди могут отомстить — просто не пойдут на концерты. Полагаю, вообще слишком много внимания к частной жизни его семьи, к скандалам. А когда они выходят на сцену, оказывается, ничего там такого нет.

— То есть король голый?

— Да, именно голый.

Лайма ВАЙКУЛЕ: “Все было видно по моим оценкам”

Открытие конкурса

— Была ли победа группы Cosmos для вас неожиданностью?

— Я просто не знала этих ребят, живьем их не видела, поэтому для меня это было открытие. А мое отношение к ним было видно по оценкам.

— Вы делали совместную программу с Янисом Стибелисом, одним из призеров первой “Новой волны”. Не думали о сотрудничестве с “космонавтами”?

— Может быть.

— А в какой форме?

— Именно совместных выступлений.

Я работала с Хором Турецкого, опыт уже есть. Но эти ребята мне нравятся даже большие. Они, на мой взгляд, такие изысканные.

— Как вам кажется, насколько с коммерческой точки зрения перспективен формат, в котором выступает группа?

— Сегодня a capella, завтра — выступление с музыкальным сопровождением. Это не имеет значения. Просто в жанре a capella важно, чтобы у ребят была большая практика на сцене, ведь это далеко не каждый может спеть.

— На ваш взгляд, может творчество группы быть востребовано в России?

— Я уверена, что да. Другое дело — репертуар можно делать разный, не обязательно весь концерт петь a capella. У них много возможностей, и это прекрасно.

— А кто был у вас в фаворитах?

— Мне очень понравился немец, он настоящий профессионал, и у него очень приятный тембр голоса. Норвежец произвел очень приятное впечатление и как человек и как музыкант. Он удачно выступил в первый день, если бы также держался и дальше, мог быть среди призеров.

— А Ирина Дубцова?

— Это немножко не в моем вкусе. По моим оценкам было видно. Но ее заслуга в том, что она сама написала и музыку, и текст к прекрасной песне.

Побыть в шкуре Киркорова

— Вам не кажется, что российская поп-музыка сейчас переживает кризис, что и было продемонстрировано на “Новой волне”?

— Я думаю, хороший товар, пусть ему даже сто лет, всегда востребован. Публика наелась всего — и плохого в том числе. Теперь люди хотят сами выбирать. Сейчас границы открыты, люди видят, что в мире происходит, совсем другие появляются ценности. И несмотря на это, как вы видели, в Юрмале был прекрасный прием многих певцов, которые выступают, как я это называю, в жанре “глубокого попса”.

— Может, это связано с латвийским провинциализмом? Ведь такое скопление российских звезд у нас бывает раз в год.

— Не важно, то же происходит в любом городе.

— Как вам понравилось шоу короля ремейков?

— Я не видела, так как была за сценой.

— Я слышала, что Киркорова освистали и реакция публики была негативной.

— Мне такого не говорили.

— А как, по-вашему, хамское поведение Киркорова может негативно сказаться на его карьере?

— Конечно, все люди знают — что хорошо, что плохо. Как мне рассказали, во время его шоу на экране транслировали публикации о нем. Как вы думаете, человек может такое хамство со стороны журналистов выдерживать постоянно? Значит, хамство по отношению к нему — ничего, а его хамство будем все миром разбирать.

Я не была в шкуре Филиппа, мне сложно судить. Естественно, как нормальный человек, я против того, чтобы матюгаться прилюдно. Я всегда приветствую выдержанность в людях. Я думаю, Филя тоже хотел бы перенести все это хладнокровно. Для него это было бы потрясающей победой. Вряд ли он рад, что отвязался. Но никто не учитывает того негатива, который он получал от прессы.

Все артисты сталкиваются с этим постоянно. Вот и я себя увидела на обложке одной питерской газеты совершенно обнаженной с не моим телом. И зачем мне это надо? Я что, порнозвезда? Если б в этот момент мне кто-то попался под руку и начал меня трогать, может, я бы не материлась, но вела бы себя достаточно агрессивно. Поэтому все артисты будут защищать Филиппа, ведь каждый испытал на себе это неуважение. У меня был прекрасный концерт, однако его никто не оценил. А поступок, который занимает в жизни секунду, вот он будет на виду! Ну нельзя так! Надо пожить в его шкуре, чтобы понять, должно это было случиться или это просто распущенность.

— Отвлечемся от Киркорова. Каковы ваши планы на ближайшее время?

— У меня очень много времени отнимает договор с российским каналом — конкурс “Народный артист”, это что-то вроде “Фабрики звезд”. Он проходит на Украине, в Белоруссии и России. Я участвую там в жюри, это долгосрочный контракт. Трансляции проходят каждую неделю. Буду этому конкурсу подчинена целых полгода, все это отвлекает внимание от концертной деятельности.

— У вас уже сложились впечатления о молодых артистах?

— Я их увижу в первый раз. Сначала российских, а потом белорусских и украинских.

— А поездок в Америку не намечается?

— Будет юбилейный концертный тур Игоря Крутого — Москва, Питер, Киев, Одесса, Америка. Я приму в нем участие.

06.08.2004 , 14:37

"Телеграф"


Написать комментарий

Басня о российском шоу-бизнесе

Лис на эстраде

Блистать в искусстве – роль немногих.
Но сонмы бездарей убогих
отчизне сыплют в закрома
не зерен ценных, но дерьма.

Была в лесу одна поляна.
Лесные звери постоянно
на ней сходились, чтобы спеть,
и на друг друга посмотреть.

Заведовал поляной лис,
он был талантлив, хоть и лыс.
Как композитор – очень крут.
Он успевал и там, и тут.

Не мог никто без позволенья
на той поляне просто спеть.
Без лисьего благословенья
артисту лучше умереть.

Бывало волк придет к маэстро,
волчонка слушать приведет.
Волчонок бездарь, но с оркестром
халтуру зритель прожует.
Естественно, не за спасибо
трудиться будет старый лис:
за деньги волка на Антибы
поедет в годовой круиз.

Зайчиха, нос напудрив густо,
для дочки просит протеже.
И вот за сотню тонн капусты
поет дочурка в неглиже.
Она бездарна и нелепа,
под фонограмму кривит рот.
Но зрелищ возжелав, без хлеба
все хавает лесной народ.

Хлопочет за детей ворона:
весь век на ветках – это надо?
Напялив звездную корону,
пускай покаркают с эстрады.
А лису что ж? Он для народа
Авторитет. И если нужно,
все воронята в «Песне года»
Две ноты прогалдят натужно.

Я молвлю к слову, старый франт
не часто брался за талант.
К чему такие тратить силы
и средства вкладывать свои?
Ведь зрителю и так все мило.
Дурней певец - длинней рубли.

А чтоб кусок урвать послаще
и удержать свой потолок,
однажды из соседней чащи
соловушку он приволок.
В лучах соловушки чудесной
маэстро еще круче стал.
И вмиг певицею известной
свой укрепил он пьедестал.

Чем крепче пьедестал и лапы -
тем дольше слава и почет.
Ну а теперь с подачи папы
в семье у лиса дочь поет.

Идет зверье с поклоном к лису.
И вот уже который год
на серость и халтуру визу
он для эстрады выдает.

А жить в лесу теперь несладко.
Весь бездарь на поляну влез.
А почему? Проста разгадка:
то был, друзья, наш русский лес.

Легко увидеть здесь мораль:
зверье лесное мне не жаль.
Коль без разбору тащит в рот
что этот лис ему сует.

Разрешаю свободное копирование басни.
Автор - Виталий.