Тс-с-с! Идет тихая музыкальная революция

Фестиваль суперсовременной музыки «Арена» подходит к апогею. 14 октября в Латвийском национальном театре выступят художественно высокие гости из Англии - оркестр London Sinfonietta (на снимке) . А 16 числа в ЛНО в заключительном концерте сойдутся Рижский фестивальный оркестр и хор Латвийского радио.


Радует тот факт, что и англичане, и наши – равновысокого класса исполнители. Просто британцы более известны в мире. Лондонский оркестр называют «создателями истории музыки», потчуют их и другими лестными фразами вроде «рабы музыкального адреналина». Коллектив возник в 1968 году специально для исполнения авангарда. С тех пор так в авангарде и идет.

В Риге они исполнят музыку Лигетти, Айвза, Штокхаузена, Нэнкарроу, Кейджа и Миры Каликс, которая тоже прибудет в Ригу. Девушка родом из Южной Африки, в Лондон переехала в 1991 году. Она представляет записывающую компанию Warp Records и сейчас записывает на ней свой третий альбом. Рижскую программу лондонцы уже хорошо обкатали, The Telegraph назвал ее «тихой музыкальной революцией».

О следующем концерте: вместе с фестивальным оркестром в Опере выступит известный норвежский альтист Ларс Андерс Томтер. А в программе – два эксцентричных новатора-итальянца: граф Джачинто Шелси (1905- 1988) и не отмеченный титулом аристократ духа, что, пожалуй, более значимо, Лучано Берио (1925- 2003).

Чудак-затворник Шелси себя композитором не считал и играл музыку себе в кайф. Избегал публичности, общался с окружением, цитируя французских поэтов. Часами играл себе на фортепиано, импровизируя… А лакеи тайком записывали услышанные ноты.

На склоне лет граф соизволил познакомить мир со своим творчеством и сразу оказался в музыкальном авангарде ХХ века. Мы услышим его загадочный Uaxutum для хора и оркестра. В произведении говорится о древних майя, которые сожгли свой город в силу неких религиозных обстоятельств. Правда, не совсем понятно, как слуги могли записать музыку для хора. Видимо, уж такие развитые в Италии лакеи.

Для Лучано Берио хорошая сигара и глоток доброго вина значили не меньше, чем музыка. Его приятель Умберто Эко говорил, что знает только еще одного такого же жизнелюба – композитора-гурмана Джоакино Россини. Наши музыканты вместе с норвежцем исполнят Voci синьора Берио – красочную музыкальную конструкцию для альта и оркестра.

И хотя оба композитора уже отошли в мир иной, их произведения не успели состариться. Спасибо «фестивальщикам» и их дирижеру Нормунду Шне, что знакомят нас с этим музыкальным «сегодня».

14.10.2005 , 11:50

chas-daily.com


Написать комментарий