Клиент не всегда прав

Современные ростовщики готовы расшибиться в лепешку, чтобы заполучить клиента. И потом содрать с него три шкуры

Объемы потребительского кредитования растут стремительно. Назрела необходимость поднять вопрос не только об обязанности потребителя исправно платить по кредитам, но и о его правах. В связи с этим вчера Центр защиты прав потребителей (ЦЗПП) вместе с GE Money и HVB Leasing провел дискуссию, посвященную этой теме.

Закон что дышло

В самом деле, еще недавно у нас если и заходила речь о правовой стороне кредитования, то говорили в основном о защите прав кредито- и лизингодателя: как ему обеспечить возврат денег. Между тем ушли в прошлое времена, когда за долгом к вам могли приехать бритоголовые крепыши. На повестке дня вопрос о том, доколе многочисленные конторы, занимающиеся кредитованием, будут вести со своим клиентом нечестную игру?
Как отметила в своем выступлении директор ЦЗПП Байба Витолиня, формально еще с 1999 года существуют правила Кабинета министров, регламентирующие отношения клиента и кредитного учреждения. К тому же Латвия успела ввести в законодательство многочисленные директивы ЕС в этой сфере. Однако они, как правило, не работают из-за того, что контролировать сложно, а в ЦЗПП для этого не хватает людей.


Непонятные проценты
На встрече присутствовали и практики. Так, председатель правления лидера потребительского кредитования компании GE Money Дмитрий Цимбер рассказал, что наиболее актуальными на латвийском рынке являются четыре проблемы. Во-первых, полная неразбериха с процентными ставками. В одном магазине могут рекламироваться ставки в 1,3; 3,0 или 0%. "Это как в анекдоте, — говорит Цимбер. — "Сколько? — Триста. — Что триста? — А что “сколько”?"
По словам Байбы Витолини, в результате нередко потребитель вводится в заблуждение и вместо разрекламированных 14% годовых в реальности платит 28%. У каждого своя методика вычисления процентов, хотя она должна быть единой. Кто-то считает проценты от остатка суммы, кто-то весь период возвращения кредита учитывает первоначальную сумму. Между тем рекламировать месячную ставку вообще запрещено, надо указывать исключительно годовую.




Справка


Кредитный и факторинговый портфель членов Латвийской ассоциации лизингодателей (ЛАЛД) за первые 6 месяцев текущего года вырос на 34,8% и достиг 545 млн. Ls. Из них лизинговый портфель составил 475,6 млн. Ls, а факторинговый — 69,3 млн. Ls.


 


<table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“left” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-left:0px; margin-right:5px;” width=150>В штрафной площадке
Вторая проблема — штрафные санкции, которые бывают непропорционально высокими. Так, некоторые фирмы не стесняются просить пени в размере 0,5-1% от начальной суммы покупки или кредита, а не от просроченной, как полагается. Другие — после пяти дней просроченного платежа требуют 10% в день, и за несколько дней штрафные санкции могут превысить сумму самого кредита.
Третья проблема — многие современные ростовщики вводят санкции за досрочный возврат кредита, не имея на это права. В договоре это закамуфлировано фразой “в случае расторжения договора клиент платит столько-то процентов от стоимости кредита”.
Наконец, претензии вызывает язык договора. Естественно, он должен быть понятен клиенту. По словам Дмитрия Цимбера, в филиалах
GE Money сейчас для этого используются образцы типового договора на русском. Но так как ежемесячно компания заключает 20 тыс. договоров, дублирование их на второй язык обошлось бы слишком дорого. А оригинал на государственном необходим, если потом договор будет рассматриваться в официальных инстанциях. Между тем, скажем, в Германии можно оформить аналогичные документы хоть на турецком.


Кредитное удорожание
Директор HVB Leasing Latvij

12.10.2005 , 11:06

Телеграф


Написать комментарий