КТО в доме хозяин?

Были времена - жили себе люди, платили символическую квартплату и горя не знали. Голова у них не болела - что делать, если кровля прохудилась, если теплоузлу нужен капремонт. Или, скажем, дверь в подъезде надо заменить. Для этого существовало ПЖХ. Оно и сейчас есть. Но сейчас, если в доме потребуется серьезный ремонт, а на лицевом счете дома нет денег, ПЖХ с ремонтом торопиться не станет: решайте сначала финансовую проблему, господа жильцы - собирайте деньги на ремонт. Да, почти идиллические времена прошли. Сегодня большинство жильцов стали собственниками своих квартир и постепенно начинают понимать, какую ношу на себя взвалили. Ремонт их многоквартирного дома - теперь их головная боль. И проблема даже не только в том, что у жильцов денег на ремонт в доме не хватает - они даже организоваться, объединиться еще не научились


Памятнику культуры хана наступает

В редакцию «Миллиона» пришло письмо от жителя дома, на улице Орденю, 18 в Крепости. Житель сообщал, что в их доме уже много лет отсутствуют желоба на крыше и водосточные трубы. Из-за этого вода с кровли стекает прямо на стены, которые пропитываются влагой и начинают постепенно разрушаться. Когда-то были и желоба, и трубы, но в один прекрасный день они исчезли. По поводу того, кто провел этот «теракт», у жильцов разные версии. Кто-то обвиняет в этом прежнего начальника 1-го ЖКУ, кто-то – руководство ПЖХ и т.д. Обращения жильцов в различные инстанции проблему не решило. «Никакие хождения ходоков, просьбы не помогают – нулевое решение», – пишет автор письма.

«Миллион» отправился по указанному адресу и убедился, что с водосточными трубами в доме действительно «напряженка». От всей сливной системы остались только торчащие из стен крюки, на которых когда-то держались водосточные трубы. Стены все в застарелых подтеках, кое-где из карниза уже стали вываливаться кирпичи. Действительно, дом медленно, но верно гибнет. Между прочим, на стене дома красуется табличка «Памятник культуры». Вот это да! Если к памятнику культуры такое варварское отношение, что говорить об обычных домах.

Хозяина два, а дом – сирота

Увидев корреспондента газеты, во двор вышли несколько жильцов. Пошли жалобы на плохое обслуживание дома со стороны ПЖКХ. А домоуправление мол, делает энергичные попытки передать управление дома жильцам, не приведя его перед этим в порядок. «Подписано – и с плеч долой!» Оказывается, из 26 квартир дома 20 уже приватизированы. Но жильцы до сих пор не сумели даже старшего по дому выбрать, не говоря уже о заключении договора на управление с ПЖКХ или другим управляющим. Понятно, без исполнения этих формальностей (важных и по существу!) невозможно передать дом с баланса самоуправления на баланс управляющего домом. Так что дом по-прежнему формально принадлежит самоуправлению, хотя более чем на 50% приватизирован. Значит, самоуправление как хозяин, а точнее, его предприятие ПЖХ, должно было уже давно заняться проблемой водосточных труб. Ведь чем дольше с этим тянуть, тем больше будут разрушаться стены, и, следовательно, больше понадобится денег на ремонт. Что на этот счет думают в 1-м ЖКУ, которое обслуживает этот дом?

- Эти трубы срезали, когда еще в Крепости училище распоряжалось, где-то в 1990-м году, – сказала смотритель зданий Генриетта Козулова. – Делали тогда капремонт в доме. Старую сливную систему демонтировали, а новую почему-то не поставили. Училища уже в помине нет, мы хотели восстановить сливную систему, да все, как обычно, уперлось в деньги. Этот дом приватизирован, самоуправлению в нем принадлежит только 6 квартир. Вот пусть жильцы соберут деньги на водосточные трубы, а самоуправление от финансирования не отказывается, но только пропорционально своей доле собственности.

Вот и получается: ПЖКХ ждет, когда жильцы раскошелятся на ремонт, жильцы ждут, когда ПЖКХ сделает ремонт, сами никак не могут организоваться, а дом потихоньку разрушается. Поистине – у семи нянек дитя без глазу.

Госпожа Козулова привела «серьезный» аргумент. Дескать, согласно СНИПу, дома не выше двух этажей допускается эксплуатировать и без водостоков. А свой собственный, пусть даже одноэтажный дом, смотритель здания тоже оставила бы без водостоков? Сомневаюсь. Уж очень это не по-хозяйски.

Охрана есть, а охраны нет

Действительно, получается парадокс. Существует Государственная инспекция по охране памятников культуры, но она, оказывается, бессильна в данной ситуации.

- А что мы можем сделать? Средств на содержание памятников культуры нам не выделяют. Дом на улице Орденю, 18, который имеет статус памятника культуры, имеет хозяев – жильцов, приватизировавших квартиры, и самоуправление. Вот они и обязаны поддерживать дом в хорошем техническом состоянии, – сказала «Миллиону» руководитель Даугавпилсского отдела Государственной инспекции охраны памятников культуры Валентина Смертьева.

- Но Вы -то направили хозяевам дома хотя бы предупреждение по поводу разрушения памятника культуры? – спросил «Миллион».

Оказывается, нет. Правда, инспектор письменно пригласила жильцов к себе, чтобы они ознакомились с правилами по уходу и использованию памятника культуры, в котором они живут. Реакция жильцов была предсказуемой и обидной для инспектора – ни один не пришел. Как говорят в народе, жильцы «забили» на инспекцию. В самом деле, у людей больше дел нет, как ходить по учреждениям и читать бумажки! Инспекции бы действовать по-другому: пригрозить самоуправлению санкциями, если оно не примет мер по сохранению принадлежащего ему здания – памятника культуры. И на самом деле применить их, если и самоуправление тоже «забьет».

Старшим? Чур не меня!

В доме на Орденю, 18 дела шли бы гораздо успешней, если бы жильцы избрали толкового старшего по дому. Но не получается. Никто не хочет идти на эту хлопотную должность. Забот старшему полон рот, в любую минуту к тебе жилец придет с жалобой – там течет, там дует, а ты, старший, разбирайся. Ходи по инстанциям, проси – жалуйся, траться на телефонные разговоры и т.д. Обязанностей – куча, а льгот, прав – никаких. И ни копейки за эту работу не платят. Кто же пойдет старшим? Тем, кто решились на это, жильцы в пояс должны кланяться. Впрочем, и начальство ПЖКХ – тоже. Старшие, если они действительно хорошие, толковые, здорово помогают им в работе. Поэтому и самоуправление давно уже должно было бы заинтересовать старших в их работе, дать им права и льготы. Льготы – в зависимости от объема работы. В 10-квартирном или 70-квартирном домах они разные. Льготы могли бы быть в оплате за обслуживание дома (квартплате), в регулярном бесплатном ремонте квартиры и т.д. Но прежде всего необходимо принять на уровне самоуправления положение о статусе старших по дому, в котором были бы расписаны их права и обязанности. Тогда бы у людей возникла заинтересованность. А пока в городе масса домов, где либо вообще нет старшего, либо свои расплывчатые обязанности он выполняет спустя рукава. Толковых и добросовестных старших на весь город – единицы. А дом без старшего – почти сирота.

Жильцы, как показывает практика, очень инертны. Но если жильцы сами не могут организоваться, то им в этом должно помочь ПЖКХ – работники ПЖКХ должны чаще встречаться с жильцами, проводить разъяснительную работу. Увы, такие встречи бывают очень редко. Если дому повезло – есть толковый старший, то он объяснит – на какой ремонт можно рассчитывать, кого выбрать в управляющие, как заключить договор, как накопить деньги на лицевом счету, создать ремонтный фонд и т.д. А если такого нет?

Ситуация с домом на ул.Орденю, 18 типичная. Ждать, пока жильцы организуются и сами толково станут управлять своей собственностью, едва ли стоит. Скорее, самоуправление должно взять на себя инициативу, чтобы помочь жильцам, чтобы таких типичных историй было как можно меньше.

11.10.2005 , 14:35

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий