Айнарс Баштикс: «Государство должно заботиться о будущем — о детях…"

Поначалу казалось, что эта статья не для страницы криминала, однако неуплата алиментов — тоже своего рода нарушение закона. А посему материал этот вполне имеет право быть опубликованным именно на этой странице.

Дело в том, что с начала августа в Латвии начал свою работу Фонд гарантии средств содержания. Что это такое? Чтобы ответить на этот вопрос, “Вести Сегодня” встретилась с министром по делам детей и семьи Айнаром Баштиксом.

— Г–н Баштикс, для чего создан Фонд гарантии средств содержания?

— Официальные цифры гласят, что у нас 12 000 детей живут в неполных семьях, то есть в тех, в которых родители разведены. Но реальная цифра намного выше. В следующем месяце, я думаю, мы получим реальные данные. Ведь есть еще и такие семьи, в которых родители официально не разведены, но отец не живет под одной крышей с матерью.

По одному из исследований, в число самых бедных жителей страны входят семьи, где трое и более детей, неполные семьи и семьи с инвалидами. И в эти категории попадают 46% семей, а в Латвии порядка 90 000 детей. Так что для нашей страны это, конечно, проблема.

Но еще одна проблема заключается в том, что 43% детей рождаются вне брака, об этом гласят данные 2003 года. И они попадают в зону риска бедности. Но ведь человек должен чувствовать ответственность за своего ребенка. Вот наш фонд и создан для того, чтобы оказывать материальную помощь матерям или отцам–одиночкам. Кроме того, надеюсь, наша организация поднимет и уровень ответственности неплательщиков алиментов, ведь они должны в конце концов понять, что не смогут избежать возврата долга государству: со стипендии, с пенсии, с зарплаты, с имущества или с земли. Скажем, человек нигде не работает официально, хотя неофициально получает зарплату, но на содержание ребенка ничего матери не выделяет. Судебный исполнитель ничего сделать не может, так как, согласно документам, налоги от него в казну не поступают. Вот и возникнет ситуация, что, когда он выйдет на пенсию, начнет получать ее в минимальном размере. И в конечном итоге из этой суммы будет отчисляться еще половина. Думается, такой расклад нормального человека не должен устраивать и он начнет платить пособие сейчас, чтобы не лишаться денег в будущем. Тем более что раньше если в течение десяти лет алименты не выплачивались и через это время о неплательщике забывали, в результате он оставался в долгу перед своими детьми, то сейчас по нынешним нормам закона срока прекращения выплаты алиментов не существует. То есть государство платит ребенку до 18 лет, а потом высчитывает долг у неплательщика до тех пор, пока он не рассчитается. Причем плюс к этому взимает и налог в размере 6%.

— Сколько государство выделяет для фонда?

— В этом году мы получили 2,5 миллиона латов, из которых 100 000 пойдет на содержание аппарата. На будущий год мы запросили пять миллионов латов. Но вполне вероятно, что через год мы уже начнем собирать какие–то долги, которые будут покрывать расходы на выплату остальных средств. На ребенка до семи лет мы платим 20 латов, старше семи, до достижения совершеннолетия, — 24 лата. Эти суммы определил Кабинет министров.

— Фонд гарантии средств содержания создан в угоду Евросоюзу?

— Нет, сама идея витала в воздухе уже давно, но, к сожалению, никак не получалось. А потом Первая партия подняла вопросы детей и семьи. У нас было несколько направлений, по которым начали свою работу. Принялись за реорганизацию детских домов, лозунг был “Каждый ребенок должен жить в семье”. Затем мы занялись созданием центров поддержки семей, первый был организован в Лиепае, и в результате в этом городе сократилось число неблагополучных семей. Потом мы обратили внимание на катастрофическую демографическую ситуацию. Судите сами: в 1988 году в Латвии на свет появились 42 000 детей, а в начале 2000 года — лишь 18 000. В 2003 году родились уже 21 000 детей. И когда я начинал работать, я понял: рождение малыша в семье сокращает ее доходы, ведь работает только один член семьи, и выдвинул предложение — пособие маме повысить до уровня минимальной зарплаты. Только теперь мы добились этого повышения, со следующего года будет выделено 20 миллионов латов, женщины будут получать от 50 до 395 латов, в зависимости от того, работали они или нет. А это пусть и небольшой, но очень важный шаг в помощи семье.

Неполучение алиментов тоже показалось мне большой проблемой. В течение года нам приходит около 2000 писем от потерявших надежду женщин. И мы задумались о создании фонда. Посмотрели на практику других стран — например, Франции, Португалии. А там поставлено так, что ребенок не должен оставаться без средств к существованию. И возникла странная ситуация: на весенней сессии сейма после прохождения двух чтений депутаты решили отправить наши правила… обратно в Кабинет министров. Вообще–то так не делается, и поэтому я попросил премьера созвать внеочередное заседание КМ. Мы приняли поправки, отправили обратно в сейм, и они были приняты. Было трудно, но я понял, что они людям необходимы. С начала августа в день мы получаем около 150 звонков. Ведь если одинокая женщина на двоих детей в месяц дополнительно получит 48 латов, это какая–никакая, но поддержка ее семейного бюджета.

Есть и еще один важный вопрос. У многих детей в свидетельстве о рождении вместо имени–фамилии отца стоит прочерк. Но как бы женщина ни относилась к отцу своего ребенка, она должна кормить дитя, и ей для этого нужны средства. Она может обратиться в суд, за который, правда, придется заплатить немалые деньги. Но если экспертиза установит отцовство, то мужчина будет обязан оплатить и эти расходы. В том случае, если отец откажется платить установленные законом алименты, женщина должна собрать все необходимые документы и вполне может рассчитывать на поддержку нашего фонда.

— У многих женщин мужья живут в России, на Украине — как с них требовать возврата долга за содержание их детей?

— У нас заключен договор о правовом сотрудничестве с Украиной, Узбекистаном, Молдовой, Эстонией, Литвой, Польшей, Россией, Белоруссией и Киргизией. Так что с проживающими там злостными неплательщиками будут работать местные судебные исполнители. А что касается тех, кто уехал на Запад, например, работать, то здесь мы ищем его прописку, персональный код и в конце концов его достанем.

— Если ребенку после открытия фонда исполнилось 18 лет, но отец не платил алименты, бывшая жена может рассчитывать на помощь фонда?

— Нет…

— Может возникнуть такая ситуация, что неплательщик вышел на пенсию, с него готовятся высчитывать долг государству, но он внезапно умирает. С женщины, которой фонд платил на протяжении нескольких лет, высчитывать деньги не будут?

— К примеру, во Франции, если только 60% долга возвращается, это считается большой удачей. Конечно, средства Фонда гарантии средств содержания — деньги налогоплательщиков. Но мы живем в обществе, а оно должно понимать, что дети — наше будущее и государство должно о нем думать и заботиться.

P. S. Администрация Фонда гарантии средств содержания находится в Риге на улице Пулквежа Бриежа, 15, LV–1010. Время приема заявлений: понедельник, среда с 8.30 до 19.00; вторник, четверг, пятница с 8.30 до 17.00. Телефон для справок 7830626.

Обращаясь в фонд лично, необходимо предъявить паспорт, копию постановления суда о назначении средств на содержание и справку судебного исполнителя о том, что взыскание средств с должника невозможно или что должник исполняет судебное предписание, но не обеспечивает размер минимальных средств на содержание. Эта справка действительна в течение месяца. Плюс ко всему оригинал свидетельства рождения ребенка. Если заявление посылается по почте, то подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально заверена, так же как копия свидетельства о рождении ребенка.

05.08.2004 , 14:48

"Вести сегодня"


Написать комментарий