Сезон охоты на… рабочих

- Бросьте вы писать про безработицу в Латгалии, это же чистая видимость, - раздраженно сказал один даугавпилсский бизнесмен. - Вот у меня есть несколько вакансий. Никаких особых требований, нужны нормальные рабочие-станочники, имеющие опыт и не алкаши. Дал объявления в газеты. Позвонили 50 человек. Но по результатам телефонных переговоров только 15 смог пригласить на собеседование, остальные заведомо не подходят. Пришли на встречу 5. И только один (!) встал к станку. При этом еще неизвестно, появится ли он в цехе после аванса. Ну и где эти толпы безработных, готовых трудиться?


На объявление о вакансиях, опубликованное в газетах и прозвучавшее на радио, в течение недели никто не откликнулся


Спрос и предложение


Действительно, в Клубе инвесторов, созданном не так давно в Даугавпилсе, самой важной проблемой региона назвали… нехватку кадров. А ведь именно наличием дешевой и при этом квалифицированной рабочей силы привлекла Латвия предпринимателей из Германии, Франции, Швеции и других стран.

Из множества претендентов отбирали «самых-самых». Женщины, пытавшиеся получить место на одном из сборочных производств, с обидой рассказывали, что их заставляют прийти на собеседование в коротких юбках и требуют пройтись перед комиссией. «В бордель, что ли, по ногам отбирают?» Оказалось, никаких сексуальных посягательств нет, просто работа тяжелая, нужно восемь часов стоять, и работодатель хочет убедиться, что на ногах нет вен и не надо будет оплачивать больничные листы.

А в другой фирме у каждого (!) требовали первым делом заполнить заявление об увольнении по собственному желанию – без даты. Чтобы знал, что в любой день тебя могут выкинуть без всякого разговора. Про бесплатное рабство на так называемый «испытательный срок» и вспоминать не хочется.

За последний год ситуация существенно изменилась. Предприятия расширяются. Десять процентов прироста объема производства в год в том же Даугавпилсе – это уже существенно. То есть спрос на работников возрос. А количество предложений резко сократилось. Ирландия, Англия, Норвегия, Португалия – вот где пашут не только молодые и сильные, но и люди среднего возраста, которые рискнули сорваться с места. Каждый вспомнит знакомых учителей, служащих, парикмахеров, которые, оставшись не у дел, нашли за границей место домработницы, уборщицы, сиделки и так далее. Возвращаться пока они не собираются.

В итоге только в Даугавпилсе число безработных сократилось почти на треть и составляет уже не девять, а шесть тысяч человек. Во всяком случае столько стоит на учете.

Но и такое количество достаточно большая цифра. Почему же безработные не встают в очередь к работодателям?

Мы – не рабы!


- Ситуация действительно изменилась кардинально, – рассказывает руководитель отдела прогнозирования Центра занятости Ирина Синицина. – Не так уж давно я давала объявление о вакансии, а потом звонил разгневанный предприниматель и кричал: «Я просил трех человек, а не триста, мне некогда с ними разговаривать, у меня весь график из-за этой очереди нарушен!» А сейчас звонят и спрашивают, разместили ли мы информацию о вакансиях, почему никто не приходит?

По мнению специалистов, причин несколько. И первая – не все работодатели осознали перемены на рынке труда. Они предлагают такие условия, которые никого не прельщают. Ну не будет сегодня человек работать за минималку по десять часов в день, без всяких социальных гарантий, без оплаты работы в выходные дни и сверхурочно. Большая ротация, например, среди продавцов. Устраиваются, а через пару месяцев увольняются. Швеи на конвейере тоже надолго не задерживаются. Уже давно значится такая вакансия – детскому саду нужен садовник, который ухаживал бы еще за «живым уголком». Никто не идет: мало платят. К этим общим проблемам добавляется порой плохая репутация конкретной фирмы. Если зарплату задерживают, начальник – самодур, то в небольшом городе это быстро становится известным. И уже никто не откликается на очередное объявление о вакансиях.

Вторая причина – это новые возможности, которые открылись после вступления в Евросоюз. Пока еще есть разница в уровне заработков за границей и цен в Латвии. Работать там и тратить здесь – это очень привлекательный путь. Все учат языки, стараются получить европейские сертификаты – и покидают страну.

Наконец, третья причина – многие из тех, кто несколько лет был не востребован, увы, потеряли трудовые навыки, а приобрели новые – как выжить, не работая. Не обязательно бомжевать. Некоторые умудряются существовать на бабушкину пенсию. На выпивку и закуску хватает, а за коммунальные услуги пусть платит отдел соцпомощи. Еще больше таких, кто время от времени устраивается на работу, но до первой зарплаты. А потом снова можно пить и винить весь мир в своих несчастьях.

Теория и жизнь


Все теории хороши, пока дело не коснется нашей единственной и неповторимой жизни. Сколько людей думали, что безработные сами виноваты в своей судьбе, пока не оказались в этой роли. Поговорив с посетителями в Центре занятости, это хорошо понимаешь.

- Я двадцать лет проработала учительницей, – тихо говорит интеллигентная дама. – Детей стало меньше, количество классов сокращается. Осталась без работы. Надеялась, что найду место в районе, но не получилось. Да, мне предлагают какие-то вакансии, но совершенно неприемлемые. Зачем же я получала образование, зачем столько лет старалась быть на уровне? Неужели затем, чтобы рядом со своими бывшими двоечницами сидеть за швейной машинкой? Возможно, мне легче будет умереть с голоду. Или уехать за границу – там хоть никто меня не знает.

- После сокращения на «Дауэре» все еще не нашел работу, – делится другой. – Инженеры вроде нужны, но везде свои требования. Одним необходим немецкий, другим хочется специалиста помоложе. А до пенсии – больше десяти лет.

Но Ирина Синицина уверена, что в нынешней ситуации эти люди работу найдут. Позанимаются с психологом, преодолеют стресс, поступят на курсы переквалификации – и шанс появится.

- А кто требуется сейчас в Латгалии?

- Постоянно нужны строители, продавцы, швеи. Достаточно востребованы инженеры, но на эти вакансии сейчас часто подбирают студентов и готовят их уже для конкретной деятельности.

- Вы занимаетесь прогнозированием, а как, на ваш взгляд, такая ситуация скажется на росте зарплат, на социальной сфере? Сто латов, которые вчера были мечтой, сегодня людей уже не устраивают…

- Конечно, уже сейчас работодатели постепенно предлагают лучшие условия, чтобы удержать кадры. Но где та планка, до которой зарплаты будут расти? Расчет инвесторов был именно на дешевую рабочую силу. Если этого условия не будет, они просто переместят производство дальше на восток, вплоть до Азии. У нас сейчас около десятка маленьких швейных фабрик. Представляете, что будет, если они закроются? Тут должен быть компромисс между интересами рабочих и работодателей.

Кузница кадров


Поиском такого компромисса занимаются и на предприятии «Зиглера машинбуве». Немецкий завод по производству сельскохозяйственной техники давно обосновался в Даугавпилсе, постоянно наращивает обороты. Сейчас освоили производство запчастей к автомобилям, численность работающих вновь возросла почти на сто человек. Здесь трудятся уже почти 600 работников. Спрос на продукцию превышает предложение, есть перспективы. Но… сдерживает нехватка кадров. Причем на разных уровнях. Есть вакансии и среди ИТР, и среди квалифицированных рабочих. Даже на конвейер, куда принимали без специальности, и то с трудом набрали людей.

- Нам немного помогло то, что на предприятии уже давно создана система поощрения за добросовестный труд. Это помогает избежать текучести кадров, – говорит руководитель отдела по работе с персоналом Татьяна Моренко. – Например, за выполнение плана и работу без брака можно ежемесячно получить надбавку. Есть у нас «премия за верность». Отработал год – получи 25 процентов сверх зарплаты. Каждый год – по 25 процентов дополнительно, пока за четвертый год не достигнешь полной 13-й зарплаты. Есть еще целая система поощрений, страховок, кредитов. Например, рабочие имеют скидку в 20 сантимов на обеды в столовой. А поскольку там стоят еще и микроволновки, то некоторые приносят еду из дома, а на двадцать «фабричных» сантимов берут суп и чай. Дешево и сердито. Люди работой у нас дорожат. Но завод быстро развивается, постоянно надо готовить новые кадры. И тут у нас несколько направлений. Сотрудничаем с Центром занятости. Они для нас подготовили группу сварщиков, например. Сейчас у нас совместный проект по трудоустройству молодежи. Мы принимаем людей без опыта, государство платит зарплату им и надбавку их наставникам, а мы берем на себя налоги. Еще мы наладили тесные связи с вузами и профтехучилищами подходящего профиля. Студентов факультета машиностроения Елгавской высшей школы приглашаем на практику. В Межциемском профтехучилище специально для нас скомплектовали группу по подготовке операторов станков с числовым управлением. А в строительном училище предложили ребятам нашу стипендию по принципу нарастания. Год отучился, прошел практику – одна стипендия, второй год – надбавка. И гарантированное трудоустройство, если нет нарушений дисциплины. Обучаем людей прямо на производстве, в том числе на предприятиях в Германии. В общем, как раньше говорили, – кузница кадров.

А что делать? Как призналась Татьяна, на последнее объявление о вакансиях, которое было размещено в газетах и на радио, в течение недели никто не откликнулся.

10.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий