Явление Виссариона Риге

Ловец и погубитель душ, называющий себя мессией, не преуспел у нас в агитации

В Латвии Виссариона никто особенно не ждал, но он все равно приехал и даже прочитал лекцию. В зале Академии наук собралось человек двести. Скажем прямо, слушать было скучно. Снова отрекомендовавшись “мессией” и “божиим сыном”, гость советовал терпеть и ждать перестройки мира, которая уже не за горами. Чтобы ждать было легче, рижанам предлагалось продавать имущество и переезжать в сибирские деревни. Увы, о сотнях погубленных Виссарионом жизней в тот вечер не было сказано ни слова. Телеграф решил восполнить этот пробел.

“Учителя” поддерживают из Москвы?

Для сектантов Рига как была, так и остается словно медом намазанной. Это говорит о нашей доверчивости. О том, что рижане готовы платить звонкие монетки каждому, кто наберется духа крикнуть: “Люди, я — Учитель!”
О Виссарионе разговор особый. Он не просто ловкач. Российский “мессия” придумал учение, которое погубило или исковеркало множество человеческих жизней. Начать с того, что на самом деле этот человечек с длинными волосами никакой не Виссарион. Родители назвали его Сергеем. Фамилия — Тороп, род деятельности — милиционер. Правда, теперь давно уже бывший.
Тороп женат и имеет пятерых детей. Эти факты изложены в литературе об основанной им “Церкви последнего завета”, но Телеграфу их подтвердила Ольга Залесская, которую мы встретили на лекции в Академии наук. Ольга рассказала, что жила в родном городе Виссариона Минусинске.
— Родители Сережи постоянно отсутствовали и, по слухам, сильно пили. Поэтому мальчика воспитывала тетка. Она работала в староверческой молельной, и семья вела замкнутый образ жизни. Рассказывают, что повзрослевший Сергей стал милиционером, но работал спустя рукава. Он многого боялся, говорят жители города. Из органов Торопу пришлось уйти, а ничего другого он не умел! Тогда он начал издавать книжки о вере. Первые экземпляры были страшно безграмотными, но Сергей съездил в Москву и, думаю, нашел мощную поддержку. Книги стали внушительными, а Тороп без стеснения назвался “божиим сыном”.
В 1991 году Сергей начал проповедовать, вербуя сторонников и приглашая их селиться под Минусинском. Специалисты характеризуют его учение как компот из восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских понятий.


Вход по протекции
На идеи о новом мире купились десятки жителей бывших республик СССР. Они бросали семьи, продавали квартиры и ехали за “учителем” в леса.
— Поскольку я когда-то жила с Торопом в одном городе, сначала заинтересовалась его учением, — рассказывает Ольга. — Стала ходить на собрания учеников в Риге. На первой встрече меня вкусно угощали, предлагали молиться… Последователи постоянно называют Виссариона богом и целуют его портреты. Я знаю человека, который бросил в Риге жену и детей, чтобы поселиться в Сибири. В деревне его сразу заставили строить дома и бесплатно выполнять другую работу. Спали мало. Питались по особой диете. Вырвавшись обратно в Латвию, мужчина на коленях просил семью простить его. Вообще-то возвращаются из-под Минусинска многие. Они рассказывают, что в Сибири Виссарион меняется — он строг и даже жесток.
Ольга успела рассказать, что последователи “мессии” в Латвии ведут довольно скрытный образ жизни. Сейчас их встречи проходят в Старой Риге. Когда Ольга спросила у знакомой адрес, та отказалась его назвать: “Если хочешь помолиться учителю, нам придется идти вместе. Одну тебя не впустят”.
Однако тут нашу беседу прервали. Оказалось, мы мешаем соседям слушать лекцию Виссариона.




Цитата


Последователи постоянно называют Виссариона богом и целуют его портреты. Я знаю человека, который бросил в Риге жену и детей, чтобы поселиться в Сибири. В деревне его сразу заставили строить дома и бесплатно выполнять другую работу. Спали мало. Питались по особой диете. Вырвавшись обратно в Латвию, мужчина на коленях просил семью простить его.
Из рассказа Ольги


 


<table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“left” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-left:0px; margin-right:5px;” width=150>Доверчивых людей на век Виссариона хватит. Неправильные вопросы задаете, товарищи
На сцене Академии наук рядом с Виссарионом восседал “апостол” Вадим Редькин. О себе Редькин напыщенно рассказывает в “Повествовании от Вадима”: “…Он, будучи певцом эстрадным, возымевшим короткий перерыв в гастролях долгих, впервые увидел Виссариона в Москве, где жаждущие ждали слова его…” Подобным слогом написано все “Повествование” — одна из главных книг виссарионовцев (свод писаний Сергея Торопа постоянно пополняется и составляет уже несколько пухлых томов).
Вадим Редькин действительно музыкант. Что он и доказал, устроив в Риге камерный концерт. Зал был заполнен наполовину, но присутствующие с удовольствием подпевали песням Редькина, в которых рифмы не поднимались выше пары “любовь—кровь”.
Во время лекции вопросы публики к Виссариону озвучивал именно Редькин. Он читал по бумажке: “Что делать, если я рассеян в моменты слияний? (Так у виссарионовцев называется молитва. — М.С.)”
Виссарион отвечал кратко:
— Да ведь стараться нужно!
Следующий вопрос: “Муж поменял ориентацию и ушел из семьи. Что делать?”
— Не могу ответить. Нужно было подробнее написать.
Редькин вытянул очередную бумажку: “Учитель, почему вы сменили красные одежды на белые?”
— Я не намерен говорить о смысле этого таинства, — оживился Виссарион, — но оно велико и откроется вам позже.
Но тут же “мессия” снова сник, потому что ему задали сложный вопрос о понимании физических и нравственных отношений. То ли Виссарион не силен в риторике, то ли побоялся запутаться в собственном учении, но он приструнил публику:
— Вы не понимаете, о чем спрашиваете! Зачем такие вопросы? Мы это обсуждение отложим, а поговорим лучше о…
И последовали долгие рассуждения о том, кто такой сам Виссарион и как следует ему поклоняться.


Чем он опасен?
Визит Виссариона в Ригу прошел почти незаметно и скомканно. Можно надеяться, что после этого у “мессии” долго не возникнет желания возвращаться в нашу страну. Оно и к лучшему. Но у читателей может возникнуть вопрос: чем опасен Виссарион? Верить ему или нет — личное дело каждого. По словам Ольги Залесской, в Риге среди его последователей нет благополучных людей, много неуравновешенных и больных. Веруя, что Сергей Тороп — “мессия”, они заполняют внутреннюю пустоту.
Оставим вопрос о том, как в Сибири Тороп обирает своих последователей, заставляя отдавать деньги, полученные ими за столичные квартиры. Не будем говорить и о скандале, который несколько лет назад произошел с семьей болгар, последовавших за Виссарионом (они обвиняют “учителя” в попытке изнасилования их несовершеннолетней дочери). Скандальных эпизодов, в которых Сергей Тороп пользуется доверчивостью своих последователей, не счесть. Но в Телеграф обратилась рижанка, которая считает Виссариона косвенно виновным в смерти дочери.


Наташа
Наташа была девушкой высокообразованной. Читала много серьезных книг, еще в детстве крещена в православную веру. Встреча с вербовщиками секты Виссариона произошла обыденно — на работе. Сотрудники-сектанты настойчиво предлагали редкие книги, звали на просмотр видеофильмов. Подавленная точно рассчитанной атакой на ее интеллект, Наташа сделала первый шаг к гибели.
— Виссарион принес в наш дом одно горе и страдание, — рассказывает Анна Никитина, мама Наташи. — Сердечные отношения с дочерью превратились в отчуждение, разумные доводы уже не действовали. Словно робот, Наташа поступала теперь так, как было угодно ее учителю. В один прекрасный день она объявила о своем решении переехать в Минусинск, где Виссарион собрал общину своих последователей. Выписалась, бросила все и действительно отправилась на север. Выдержала там всего несколько месяцев, как говорила, из-за тяжелого климата, вернулась — и я с ужасом увидела, что моя дочь стала похожа на скелет. Еще бы: в секте запрещалось употреблять жиры, молочные продукты, рыбу, мясо, сладкое. Кормили два раза в день, подъем в 6 часов утра. Нельзя даже лечиться — все должны уповать единственно на “целительную” силу Виссариона.
Лично повстречавшись с руководителем секты и приняв его благословение, Наташа в то время нимало не сомневалась, что он бог. Но ее нравственное и физическое состояние свидетельствовало об обратном — она не могла работать, металась, не находя места. Стало болеть все тело, долго мучилась, говорила, что вскоре должна умереть, но в то же время ей особенно хотелось жить. В больнице, куда Наташа согласилась лечь на обследование, ничего серьезного у нее не нашли.
Я уговорила дочь посетить православный храм. Да, здесь спасают людей, возвращают их к прежней жизни, но чтобы обновить духовное здоровье Наташи, от нее требовалось отказаться от Виссариона и внушаемой им ложной веры. Несмотря на неготовность к этому, после посещения церкви Наташе стало легче. Она свободно разговаривала, могла спокойно находиться с нами в одной комнате (чего раньше не терпела).
Были попытки вырваться из секты. Однажды утром она вынесла все книги и проповеди Виссариона и закопала в землю, но под вечер стала ощущать ужасные мучения. Уже посреди ночи выброшенные брошюры и кассеты вновь вернулись в квартиру. В другой раз, оправившись, Наташа бросила их в костер. В то время она часто говорила, что Виссарион искалечил ее жизнь, отнял много дорогих лет и что силу он имеет нечеловеческую.
Последние дни Наташи были полны метаний — то она снова собиралась ехать в Минусинск, то торопилась в храм, заказывала сорокоуст, просила верующих за нее молиться. Но та самая “нечеловеческая” сила не захотела выпустить ее из секты живой. Сознание молодой женщины не выдержало слишком многих противоречий, и она покончила жизнь самоубийством…
Как видите, Виссарион — опасный обманщик, и если по совести, то его давно пора запретить. Скажем, как героин. Или как использование фашистских свастик. Целее будут наши дети.

07.10.2005 , 11:11

Телеграф


Написать комментарий