Сербия: пять лет без Милошевича

Отстранение от власти президента Милошевича знаменовало собой для Сербии, как тогда уверяли, «окончание десятилетия войн, попрания прав человека и обнищания страны». Но демократического преобразования страны за пять лет так и не произошло, не свершилось и экономического чуда. Основная причина тому - распри в лагере победивших демократов, ну и, конечно, полное неумение демократов управлять страной при горячем желании это делать.


Как это было


Конец сентября 2000 года. Кандидат альянса Демократическая оппозиция Сербии ( DOS ) Воислав Коштуница неожиданно выигрывает президентские выборы в Югославии. Все еще глава государства Слободан Милошевич отказывается признать свое поражение. Оппозиция во главе с Зораном Джинджичем и студенческое движение OTPOR организуют забастовки по всей стране. 5 октября на площади перед парламентом стоят уже сотни тысяч протестующих. Обстановка накаляется.

Милошевич, как выяснилось позднее, потребовал от спецподразделений стрелять в толпу и приказал армии атаковать с воздуха. Генералы и офицеры полиции отказались выполнять приказ. Стреляли и применили слезоточивый газ лишь перед зданиями парламента и государственного телевидения.

Не оповестив леволиберальное большинство демократической оппозиции, Коштуница, представлявший национально-консервативные силы, встретился с Милошевичем. По прошествии нескольких часов Милошевич сдался, поздравил Коштуницу с победой и пожелал «гражданам Югославии успехов во время правления нового президента».

До раскола – меньше года


Конфликт между премьер-министром Зораном Джинджичем и президентом Коштуницей обострился летом 2001 года, когда Джинджич хотел арестовать Милошевича и выдать его Гаагскому трибуналу. Коштуница сопротивлялся, но Джинджич настоял на своем.

Реформатор Джинджич вскоре утратил поддержку приверженцев Коштуницы в парламенте. Он обвинял их в недостатке готовности подвести черту под эпохой Милошевича. Джинджич хотел уволить всех судей, полицейских и журналистов государственного телевидения. «Ни для кого не секрет, что большинство меня не поддержало. Меня вообще очень редко поддерживало большинство в этой стране», – резюмировал Джинджич.

Борьба за власть блокировала реформы. После появления союза государств Сербии-Черногории Коштуница остался без должности. А в марте 2003 года Джинджич погиб от рук преступников, демократическая коалиция DOS распалась. Год спустя Коштуница выигрывает парламентские выборы и становится новым сербским премьером.

Революция или путч?


Оппоненты Коштуницы, в том числе и из числа его бывших соратников, возлагают на него ответственность за расцвет коррупции, несостоявшееся подведение уроков недавнего прошлого и за преследование политических противников.

Один из главных критиков сербского премьера, бывший министр юстиции времен DOS Владан Батич в интервью «Немецкой волне» обвинил Коштуницу в блокировании преобразований в государстве и обществе. На минувшей неделе сам Батич был арестован – по обвинению в том, что после убийства Джинджича он самолично распорядился отпустить одного преступника. Впрочем, вскоре его отпустили за недостатком улик, при этом правительство Коштуницы отвергло обвинения в том, что арест был политически мотивированным.

Упущенный шанс


К числу оппонентов премьера относится и Драголюб Микунович: учитель Зорана Джинджича и основатель Демократической партии обвинил нынешнюю сербскую власть в том, что она рекрутирует прежних сторонников Милошевича в полицию, юстицию, СМИ и экономику. Признав и собственную бездеятельность после свержения Милошевича, он, однако, предостерег, что не следует считать демократическую революцию в Белграде неудавшимся путчем. «Мы сделали важное дело. И мне жаль, что об этом забывают из-за нынешней экономической и социальной ситуации. Мне также жаль, что мы не смогли тогда в полной мере воспользоваться шансом, какой давало нам это бурное изъявление воли народа».

А пока политики всех демократических оттенков продолжают выяснять отношения и считать, кто сколько украл, в самой Сербии не меняется ровным счетом ничего. Осколок некогда большой страны болезненно переживает «демократические реформы», выразившиеся в повальной приватизации госсобственности, взлете цен и падении уровня жизни. Все больше молодых сербов уезжают работать за границу, о собственном сколько-нибудь значимом производстве в стране давно забыли.

Даже сообщения с затянувшегося процесса над Слободаном Милошевичем уже не вызывают такого ажиотажа (может, потому, что судьи Гаагского трибунала до сих пор не могут найти сколько-нибудь убедительных доказательств вины «диктатора»?). А старики все чаще вздыхают: «При Слобо (так называли в народе Милошевича. – Авт. ) хотя бы не голодали»…

07.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий