Спасти людей и выжить

Теплым воскресным днем 13 августа 1950 года в Латвии случилась самая крупная катастрофа на воде. В пяти метрах от причала возле сегодняшнего Вантового моста перевернулся и затонул перегруженный прогулочный пароход «Маяковский», на котором погибло 147 человек, из них 48 детей. Тогда появилась история о моряке, спасшем пятерых пионеров и погибшем на глазах у любимой девушки. Многими поколениями рижан она передавалась из уст в уста как пример героизма. «Часу» удалось найти героя. Живым!


Недавно в редакцию «Часа» обратился читатель Витолдс Броничс, который показал нам маленькую пожелтевшую вырезку из латышской газеты 55-летней давности. В ней была описана история спасения утопающих во время самой крупной катастрофы на воде в Латвии.

В заметке рассказывалось о том, что молодой русский моряк гулял в тот день по набережной с девушкой, когда пароход начал тонуть. Недолго думая моряк бросился в воду и начал спасать людей. Успел вытащить пятерых. Нырнув за шестым, моряк уже не вынырнул. Утонул на глазах у любимой девушки.

Витолдса Броничса так тронула эта история, что он целый год ходил по инстанциям и убеждал чиновников поставить на месте трагедии памятник неизвестному моряку. Но безрезультатно.

- Люди должны помнить эту трагедию. Молодожены могли бы возлагать цветы к подобному монументу невинно погибшим, – объяснил свою идею Витолдс Броничс.

Герой жив!


Но, как оказалось, памятник герою не понадобится – хотя бы потому, что он жив. «Часу» удалось разыскать и его, и девушку, на глазах у которой он якобы утонул. Правда, и герою, и его девушке сегодня уже под 90 лет.

…В воскресенье, 13 августа, старший матрос Балтийского военно-морского флота Аркадий Егорович Мякоткин гулял вместе со своей молодой супругой Анной Николаевной по Комсомольской набережной, когда они увидели, как стоящее у самого берега прогулочное судно «Маяковский» накренилось и с борта стали падать дети.

- Я сразу же отдал китель жене и прыгнул в воду, – сказал Аркадий Егорович.

Есть у военного моряка такой рефлекс – без раздумий прыгать в воду, если кто-то тонет.

- За каждым из пятерых приходилось нырять. Пятого, последнего, которого я вытащил, мне пришлось откачивать. Он наглотался воды и был без сознания. Помню, что капитана прогулочного судна потом сразу же забрала милиция.

- А вы что делали в это время? – спросил «Час» у Анны Николаевны, супруги нашего героя.

- Держала его китель и страшно волновалась, – сказала Анна Мякоткина.

Спасение вице-адмирала Дроздова


- А за спасение утопающих вас наградили? – поинтересовался «Час».

Аркадий Егорович усмехнулся и достал из серванта огромную деревянную коробку. Она была доверху набита медалями и наградными книжками. В ней бережно хранится морской кортик.

Оказалось, что старший матрос Аркадий Мякоткин прошел всю финскую кампанию и встретил вместе со страной Победу над нацизмом в 1945-м. В запас ушел в звании мичмана.

По части спасения утопающих старший матрос Мякоткин оказался большим мастером. Еще в 1941 году Аркадию Егоровичу довелось спасти тонувшего в воде командующего эскадрой Балтийского флота вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда, именем которого после его гибели в 1943 году был назван гвардейский эсминец Балтийского флота.

- Мы были в Финском заливе. Вдруг из-за дымовой завесы появились две торпеды. Я их заметил первым и крикнул: «Боевая тревога!» Одна торпеда ударила как раз посередине, и миноносец раскололся надвое. Я оказался в воде. Неподалеку от меня плавал без сознания адмирал. Его голова была в крови. Плавающим в воде гюйсом (военно-морским флагом) я обмотал ему голову. Потом нас подобрал самолет.

Тогда в Риге в военном комиссариате, там сейчас расположилось посольство Украины, работал Герой Советского Союза капитан первого ранга Кострицкий, кстати, мой земляк. Он знал про историю с адмиралом Дроздом. Случайно меня увидел, показывает на грудь и спрашивает: «А где награда?» Я говорю: «Не дали». Он возмутился, обещал принять меры, но вскоре умер, – закончил Аркадий Мякоткин.

Так наш герой остался без заслуженных наград за спасение утопающих, но он по этому поводу особо не переживает. Главное, что люди остались живы. Пять мальчишек, пять пионеров, благодаря Аркадию Егоровичу обрели вторую жизнь.

Им сейчас наверняка далеко за 60, они создали семьи и, скорее всего, нянчат внуков, не подозревая, что их спаситель живет себе спокойно с супругой в Вецмилгрависе.

Поиски продолжаются


Мы изучили подшивки латвийских газет, вышедших в августе 1950 года, но никаких упоминаний о трагедии не нашли. Зато от слова «колхозники» в августовских номерах рябило в глазах, а целые газетные развороты были посвящены агрессии американцев в Корее. И ни слова о гибели 150 человек в столице Латвии!

Что интересно, газета Cотa как раз 13 августа, в день трагедии, дала небольшое объявление о том, что открывается пассажирское сообщение между центром Риги и Межапарком и билет на речной пароход стоит 2 рубля 40 копеек. Не исключено, что новая услуга и вызвала ажиотажный спрос в послевоенной Риге, что привело к столь массовой трагедии.

«Час» также не исключает возможности того, что кое-кто из спасателей погиб. Некоторые из очевидцев трагедии рассказывают, что спасать утопающих бросились и курсанты расположенного неподалеку Высшего Краснознаменного артиллерийского училища береговой обороны.

- Я была знакома с генерал-майором артиллерии Большаковым Иваном Анисимовичем, который руководил этим училищем. У него в той трагедии погиб один из курсантов. Возможно, он был одним из тех, кто пытался спасти утопающих, – сказала «Часу» Анна Залявина.

Она предложила поискать могилу курсанта на Гарнизонном кладбище в Риге.

- Там много могил, на которых начертана дата смерти – 13 августа 1950 года, – заметила Анна Залявина.

Кстати, Аркадий Егорович Мякоткин работал в этом училище после увольнения в запас старшим лаборантом и про погибшего курсанта слышал. Но курсантов на месте трагедии не видел.

«Час» просит откликнуться тех читателей, кто знает что-нибудь об этой истории.

04.10.2005 , 11:08

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий