Березовского заказал Кремль?

Три версии резкой смены отношения правящей элиты Латвии к опальному олигарху

Борису Березовскому необходимо запретить въезд в Латвию. С таким категоричным заявлением в пятницу выступил премьер Айгар Калвитис. Идею тут же поддержала президент страны Вайра Вике-Фрейберга, которая, правда в более мягкой форме, высказалась за то, что визиты опального российского олигарха нужно оценить с точки зрения угрозы безопасности для нашего государства. Кардинальное изменение курса правящего звена породило три возможных объяснения: давление Кремля, внутренние распри в Народной партии и неожиданно возникшее взаимопонимание между Вике-Фрейбергой и Путиным во время Генеральной Ассамблеи ООН.



Слишком много проблем
Фраза о том, что человек с паспортом Платона Еленина — нежелательная в Латвии фигура, прозвучала в передаче “Первые лица страны”. “Нам не ясны реальные цели, почему Березовский является в Латвию так часто”, — пояснил свою мысль Айгар Калвитис. Он уверен, что визиты создают “больше проблем, чем нам хотелось бы”. Причем угрозу для страны он видит как в бизнес-проектах Березовского, так и в его политических контактах. Как известно, миллиардер в свой первый визит имел неформальные встречи со спикером Сейма Ингридой Удре и министром внутренних дел Эриком Екабсонсом, а на сей раз с “отцом” Народной партии Андрисом Шкеле. Как намекнул премьер, в его арсенале есть информация, которой было бы достаточно для занесения олигарха в черный список. “Если у этого человека статус беженца, тогда пусть он остается в том государстве, куда убежал”, — достаточно жестко высказался премьер. При этом добавил, что “мы не хотели бы оказаться на месте судьи, чтобы оценивать, нарушал ли Березовский Уголовный закон России, это не задача нашего государства”.
Своими опасениями премьер поделился с президентом Вайрой Вике-Фрейбергой, и, видимо, они оказались весомыми, поскольку глава государства тут же согласилась с необходимостью оценки “столь частых визитов” Березовского спецслужбами и прокуратурой. “Профессиональную оценку нужно сделать, принимая во внимание огромный ажиотаж во время его последнего визита”, — считает президент.


Длинная рука Кремля
Почему же уважающая международные конвенции и до сих пор гостеприимная к политбеженцам официальная Латвия вдруг резко сменила позицию? Алекс Гольдфарб, президент Фонда гражданских свобод, уверен, что на ход мыслей нашего правительства и президента оказывается влияние из Кремля. “Премьер же сам сказал, что приезд Березовского ставит Латвию в неудобное положение, потому что он находится в розыске. А розыск производится Россией. Значит, перед кем ставит его Березовский в неудобное положение? Не перед Америкой же! Правильно, перед Россией”, — делится своими предположениями с Телеграфом глава фонда. <table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“left” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-left:0px; margin-right:5px;” width=110>Вайра Вике-Фрейберга сочла визиты Березовского “слишком частыми”. “Это детский сад какой-то. Все министры, которые говорили, что Березовский — честный бизнесмен, раз британцы выдали ему документ, теперь выступают за его задержание и передачу российским властям. Даже если есть давление из России, то это опять-таки говорит о непрофессионализме нашей власти, которая не смогла предвидеть такое давление раньше. Меня удивляет в этой ситуации изменивший свое мнение Екабсонс. Он утверждает, что Березовский с ним делился секретами. Но какими секретами мог делиться миллиардер с министром фактически из села?” — возмущается Янис Юрканс.
Андрей Клементьев в сложившейся ситуации видит проблемы внутри самой Народной партии. Возможно, Калвитис таким образом вымещает свою обиду за то, что именитый бизнесмен встречался не с ним, а с ушедшим в политическую отставку Шкеле.
“Сами власти создали вокруг Березовского ажиотаж, встречались с ним, как с героем. Поэтому второй визит был более смелым. Власти делают из человека миф, даже сейчас, когда хотят его внести в черный список. В итоге ответственные за это люди не смогли вовремя определить ситуацию и не дали нужных советов премьеру и президенту. Какое-то несерьезное отношение к людям такого масштаба, как Березовский. Поэтому правдоподобнее звучит причина о внутренних разборках в правящей партии”, — уверен Андрей Клементьев.


Миссия ООН выполнима
Но если вся эта ситуация с Березовским не более чем спекуляции отдельных политиков Народной партии, то непонятно, при чем тут президент государства. А не более ли правдоподобной выглядит версия об ответном реверансе Вике-Фрейберги в адрес Путина? В политических кругах многие недооценивают всю значимость встречи глав двух государств во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. И беседа во время приема за обеденным столом не ограничилась публично озвученными вопросами о решении пограничных и социальных дел. Не зря же во время телемоста, отвечая на вопрос жителей Латвии о положении русскоязычных, Путин намекнул, что у него с главой нашего государства состоялся хороший разговор, и он убедился, что президент понимает многие проблемы, в том числе русскоязычного населения.

03.10.2005 , 11:07

Телеграф


Написать комментарий