«Латвия дестабилизирует Европу!»

Редактор газеты "Образование и карьера" Виктор Гущин один из первых публично заявил о том, что в Латвии сформировался этнократический политический режим и все выборы начиная с 1991 года были недемократическими, поскольку большая часть населения страны была лишена избирательных прав. Сегодня он уверяет, что за последнее время режим еще больше усилился, поскольку получил поддержку на Западе.

– Я действительно всегда говорил о том, что главная причина всех наших проблем — этнократический режим, который в одночасье лишил гражданства 900 тысяч человек, — говорит Виктор Гущин. — Почему бурные митинги протеста последних двух лет практически не изменили положения нацменьшинств в Латвии? Потому что защитники русской школы выдвигали цель пусть очень важную, но для существования русской общины второстепенную! Надо понимать, что этнократический режим изначально не предполагает существования школ с русским языком обучения, значит, без демократизации всего режима мы не смогли бы эти школы сохранить. Одновременно надо было выдвигать и требование вернуться к всеобщим демократическим выборам. К сожалению, это не единственная допущенная оппозицией ошибка. На Западе лозунг “Нет реформе” понимали совсем не так, как у нас, поскольку в общепринятом понимании реформа — это прогресс, это улучшение. Получилось, будто штаб — противник прогресса. “Нет насильственной ассимиляции!” — таким должен быть лозунг, понятный Европе. Ведь на самом деле под видом реформы этнократия проводит политику насильственной ассимиляции и ликвидацию русской школы.

— Я знаю, что накануне муниципальных выборов обсуждалась идея о том, чтобы признать их результаты недемократическими и таким образом привлечь внимание Запада к проблеме массового безгражданства в Латвии, однако выборы прошли как всегда — без всяких протестов со стороны оппозиции, представляющей интересы нацменьшинств. Очевидно, партии просто не захотели терять деньги, вложенные в рекламные предвыборные кампании?

— Идея действительно обсуждалась, но ее осуществлению, думаю, помешали не меркантильные устремления, а инерционность мышления лидеров партий. Хотя, даже пройдя в думу, партии демократической оппозиции должны были громко заявить о недемократическом характере состоявшихся выборов, потому что в выборах не участвовали так называемые неграждане. Учитывая, что Совет Европы еще в 2002 году признал факт наличия в Латвии “долговременного дефицита демократии”, этот шаг мог иметь положительный для неграждан резонанс. Да, это была бы очередная политическая конфронтация, но ведь невозможно договориться с теми, кто не хочет договариваться. Тем более что, принимая условия игры, которые нам навязывает этнократический режим, мы лишь еще больше его укрепляем!

— Защитники русской школы пришли к выводу, что массовые акции протеста дали положительный результат — сейчас спад политической активности русскоязычных сильнее, чем в 2003 году, и это значит, что и новая волна сопротивления должна быть мощнее.

— Безусловно, положительные достижения налицо. Например, удалось добиться смены пропорций: вместо 90:10 ввели 40:60. Но, сделав одну уступку, власти пошли другим путем — не мытьем, так катаньем! Ведь посмотрите, основная школа становится все более латышской, а в провинции исчезают русские детские сады. Так что не надо обольщаться! Кроме того, людей настигло огромное разочарование, многие разуверились в эффективности сил демократической оппозиции. И потом, если вспомнить историю Латвии, то видно, что внутриполитические процессы никогда не приводили к серьезным преобразованиям государства. Все они происходили только под влиянием внешних перемен. Возьмем 17–й, 18–й, 40–й, 89–й годы! Кстати, в 1992 году тогдашний министр иностранных дел Я. Юрканс прямо признал, что страны Запада вложили в развал СССР 92 миллиона долларов! Так что “оранжевые революции” — это не новое изобретение. К сожалению, сейчас ситуация в мире развивается не в пользу демократии. В мире стало не только меньше демократии, но и меньше уважения к демократии.

А если говорить о Латвии, то здесь вообще нет демократических традиций политического развития! Зато есть две другие — левого, просоветского, прокоммунистического развития и традиция латышского национального радикализма. Левая традиция очень сильная. Она впервые заявила о себе в 1917–1919 годах, потом в 1940–м и 1944–1945–х — до 1990–х. Вторая традиция обозначилась переворотом Улманиса 1934 года и формированием этнократического режима. Ее следствием, кстати, стало участие латышей в геноциде местного населения и пособничество нацистам в годы Второй мировой войны. Этнократия возродилась после 90–х годов, когда было заявлено о преемственности новой республикой авторитарного режима Улманиса. Сейчас проблемы массового безгражданства и школьной реформы выстроили буквально новую Берлинскую стену между нацменьшинствами и правящим классом. Этнократия сознательно блокирует возможность интеграции, проводя целенаправленную политику по расколу общества по национальному признаку.

— На всех официальных уровнях говорится только об интеграции нацменьшинств и ни слова о том, что учиться жить в мультикультурном обществе должны и представители титульной нации. Зато о терпимости секс–большинства к геям и лесбиянкам — на каждом углу!

— Да, по мнению властей, интеграция — это включение нацменьшинств в латышскую среду на базе латышского языка. Но это ложная постановка вопроса! Возьмем цыган, которые прекрасно знают латышский язык! Интегрированы ли они в латвийское общество? Нет! У них нет своих школ, они не представлены в госструктурах и живут обособленной жизнью. Значит, язык не основа интеграции. С моей точки зрения, ее основа — признание всеми определенных демократических ценностей. Главная ценность — всеобщие выборы. Без этого интеграция невозможна! А вот результаты этнократического режима уже налицо. Усилилась, к примеру, маргинализация русского населения. И латышей тоже это коснется напрямую, поскольку только маленькая их часть живет в охраняемых поселках. По мнению Совета Европы, происходит дальнейшее вытеснение русского меньшинства из сфер общественной жизни Латвии и госструктур. Как пример: из 250 судей, утвержденных сеймом, только четверо нелатышской национальности. Среди присяжных адвокатов тоже всего несколько русских фамилий.

А посмотрите, как сильно сократилась численность населения страны! С 1989 года нас стало меньше на 378 тысяч! Потери почти такие, как в годы Второй мировой войны! А экономика?! Не будем касаться разрушенных промышленности и сельского хозяйства. Вспомним лишь один свежий пример — газопровод прошел мимо Латвии. Кстати, разрыв экономических связей с Россией и ориентация нашей экономики только на Запад один к одному напоминают 1930–е годы. Когда в 1939 году началась Вторая мировая война и резко оборвались связи с Западом, Улманису пришлось ввести продовольственные карточки. Если он тогда не мог предполагать, чем окончится его внешняя политика, то уж наши нынешние власти, изучившие “советскую оккупацию” вдоль и поперек, должны предугадывать события и понимать, что в случае каких–то катаклизмов их политика приведет страну к краху. А катаклизмы реальны. Ведь чем сейчас занимается наш президент? Дестабилизирует ситуацию в мире!

— А газета “Фигаро” недавно назвала Вайру Вике–Фрейбергу одним из реальных претендентов на пост генсека ООН…

— Если в начале года в международном рейтинге самых узнаваемых политиков Вайра Вике–Фрейберга была на 73–м месте, то накануне 9 мая она уже достигла 48–го места! Она проделала очень большую работу! В первой половине этого года президент предприняла массированную атаку на западные массмедиа, дав 683 интервью! И везде она проводила одну мысль: итоги Второй мировой войны нужно пересмотреть! Это дало результат. Накануне 60–летия Победы началась дискуссия, в которой многие деятели Запада заявили о необходимости пересмотреть итоги войны и учитывать точку зрения малых государств, которые после 1945 года якобы не получили свободы, а были повторно оккупированы. Эта точка зрения чрезвычайно опасна: во–первых, это фальсификация истории, а во–вторых, открываются шлюзы для неонацизма. Ибо та интерпретация истории, которую предлагает миру Латвия, напрямую связана с реабилитацией нацизма. Тем более сейчас в Европе неонацизм поднимает голову! В конце августа этого года в Эстонии прошел фестиваль пропагандистского нацистского кино. Результатом такого культурного обмена между Германией и ЭР стал показ шести фильмов, запрещенных после Второй мировой войны антифашистской международной комиссией. Среди них два фильма главного пропагандиста Третьего рейха В. Харлана.

Кстати, некоторые ученые вообще считают, что латыши и народы Балтии сыграли наиболее разрушающую роль в истории XX века, поскольку дестабилизировали ситуацию в Европе, разрушив стабильные политические режимы. Речь идет о 1917 годе, когда латыши содействовали насаждению режима хаоса и террора на территории бывшей Российской империи и установлению там советской власти. А национальные движения периода Атмоды? Именно они погубили Советский Союз, дестабилизировав политическую ситуацию и запустив мощные дезинтеграционные процессы. И сегодня, внедряя идею о пересмотре итогов Второй мировой войны, Латвия вновь дестабилизирует ситуацию в мире! Легко с горы столкнуть камень, но, когда он повлечет за собой массу других камней, этот камнепад остановить будет уже невозможно.

— Спасибо за беседу.

Ее вела Юлия АЛЕКСАНДРОВА.

27.09.2005 , 15:52

"Вести сегодня"


Написать комментарий