Еврейской истории – место на свалке?

Авторы книги "Страницы истории еврейского народа", известные в Даугавпилсе люди Штейман и Волкович были бы очень поражены, если бы обнаружили свои книги с дарственными надписями высшему городскому чиновнику - на свалке.

Правда, стоит отметить, что сии ученые мужи на свалке не копаются в поисках ученых трудов, но это делают наши бомжи, жизнь которых зависит от количества найденного металла и различных вещей, необходимых для их существования. Поэтому любопытные бомжи пришли на студию телевидения “Миллион” и задали единственный правильный вопрос: " А почему эти издания от еврейской диаспоры с дарственными надписями известных авторов хранятся не в кабинете самого чиновника, а на свалке?" Судя по изданию книги 1995 года, тираж ее насчитывает 1000 экземпляров и издан одной местной фирмой, которую мы не станем указывать, чтобы не ставить руководство фирмы в неудобное положение. Фирма свою работу выполнила с большим старанием. Стоит отметить, что сама книга могла бы найти свое место на полках Латгальской библиотеки или в школах, где ученики и студенты могли бы ознакомиться с историей евреев Латвии и трагедией, именуемой Холокостом, разыгравшейся во времена Второй мировой войны.

Париж – Рига и антисемитизм в наши времена

Волна антисемитизма прокатилась недавно по Парижу, где был осквернен ряд культовых зданий евреев. Тревожное сообщение по телевидению заставило задуматься о том, что насилие одного народа над другим в истории человечества дало самые отрицательные результаты. Виноваты ли в этом парижане? В Париже проживает масса эмигрантов из многих стран Востока, и эта вылазка могла иметь свои корни.
Латвия в этом ключе имеет своих антисемитов- националов, которые сумели показать себя Западу. Хулиганские выходки по отношению к культовым зданиям еврейских общин и кладбищам имели место в Риге и Даугавпилсе. Были скандалы и в прессе.
Каково историческое положение евреев в Латвии? Возьмем выдержки из книги Штеймана и Волковича “Страницы истории еврейского народа”: " В период первой Республики (1918 -1940 годы) в Латвии жило около 95 тысяч евреев. В середине 20-х годов среди владельцев промышленных, торговых и ремесленных предприятий евреи составляли 41 процент, хотя их удельный вес в общей сумме населения страны составлял менее 5 процентов.
В годы Второй мировой войны около 5 тысяч евреев Латвии воевали против гитлеровцев в рядах Латышской стрелковой дивизии и других частей Советской армии. Более 2 тысяч из них погибли на фронте.
Рижский историк Маргер Вестерманис считает, что гитлеровцы уничтожили около 75 тысяч евреев Латвии. Спаслись только 10 тысяч эвакуированных и несколько сот человек, которых надежно спрятали местные жители – латыши, русские, поляки и другие. Трагедия в Даугавпилсе, где почти все евреи старинного города погибли в гетто и нашли свое место на кладбище в Погулянке, говорит сама за себя".

“Если я расскажу правду – меня убьют”

Журналист “Миллиона” побеседовал с женщиной, которая принесла в студию книгу Волковича и Штеймана. На титульном листе имеется дарственная надпись и указана фамилия высокого городского чиновника. Каким образом книга попала на свалку? Об этом история умалчивает. Отказалась назвать свою фамилию женщина, жизнь которой протекает на свалке. Нельзя сказать, что она – опустившаяся личность и мыслит неадекватно. Я бы сказал, что мысли ее ясны и понятны многим. Вот выдержка из разговора с ней: " Этого чиновника я хорошо знаю. Именно политика таких людей привела многих из нас на свалку, где мы вынуждены зарабатывать на жизнь. Мне пришлось видеть выступление этого человека на еврейском кладбище, где он распинался о Холокосте. Это все – слова! Он хорошо жил при советской власти, вовремя “перекрасился” и стал нужным человеком при одной из многочисленных партий. А что он сделал для города? Многие люди прозябают в нищете, не могут оплатить коммунальные услуги, потеряли работу. В Риге стараются строить социальные дома, и люди получают хоть какое-то жилье. А Даугавпилс за два года правления поменял двух мэров, и живет постоянно в долг. Никого это не волнует, люди потеряли веру в людей, которых избрали. Впрочем, избирали депутатов, но они перебежали в другие партии и сейчас дурят нам головы.
Если говорить о найденной книге, то меня поразил тот факт, что их можно было передать в библиотеки или школы, но не выбрасывать на свалку. Ведь люди, написавшие эту книгу, и другие, верили, что она послужит чиновнику на пользу. Видимо, умные мысли авторов не проникли до мозгов чиновника. Может, тогда бы не было этого бардака, который царит в городе.
Почему я не сообщаю в открытую свою фамилию? Жизнь бомжа слишком коротка. У меня на глазах убили мою подругу – отвезли в лес и убили за простую вещь. Кто спросит, по какой причине? Кто будет этим заниматься? А здесь – полнейшая “компра” против чиновника. Хотя дарственные надписи известных людей топором не вырубишь, да и его фамилию тоже".

Оставить в личной библиотеке или передать на хранение?

Ваш корреспондент сейчас думает о том, что делать с находкой, которую ему передали люди без определенного местожительства. Оставить у себя в личной библиотеке или передать на хранение в Латгальскую библиотеку? Хотел бы отметить, что книга того стоит, чтобы иметь ее в личной библиотеке, но ее не сложно “перекачать” на личный компьютер. Сам же труд известных даугавпилчан Волковича и Штеймана вполне заслуживает того, чтобы находиться в Латгальской библиотеке. Может быть, таким путем наши читатели узнают фамилию того чиновника, который отправил эту книгу, не читая, на свалку.

03.08.2004 , 14:35

"Миллион"


Написать комментарий