«Во всем виноваты торговцы!»

Хотя уровень потребительских цен в августе упал на 0,1%, реальные цены в магазинах и не думают снижаться. Особенно резко дорожают продукты первой необходимости — хлеб, масло, мясо, молоко. Однако не следует винить в этом производителей. Большая часть прибыли — до 30% — оседает в карманах торговцев.

Инфляция в стране продолжает неуклонно расти. Эксперты ЦСУ ЛР говорят, что не будь традиционного летнего периода, когда дешевеют фрукты-овощи, да сезонных предосенних распродаж, показатель инфляции был бы еще выше. А так за год инфляция (с июля-2004 по июль-2005) составила “всего” 6,1%.

Впрочем, рядовые потребители не ощущают облегчения, ибо фактически цены растут куда стремительнее официальных цифр. Например, хлеб подорожал на 10%, мясо — на 5% (говядина при этом — на все 20%!). Йогурты стали дороже на 10—15%, масло — на 25%.

Сильнее всего по кошелькам потребителей бьет рост цен на молочные продукты. Они подорожали на 20—35%. Латвийские молочники во главе с министром земледелия винят в этом литовских конкурентов, искусственно взвинчивающих закупочные цены на молоко. В Латвии они скупают его по 20 сантимов за литр, а это больше, чем могут заплатить наши переработчики молока.

“Два литовских производителя — Rokiókio sЅris и ѕemaitijos pienas каждый месяц закупают в Латвии почти по 50 тонн молока. Из-за них-то мы и вынуждены повышать цену готовой продукции”,— заявил гендиректор Rigas piena kombinats Янис Скварнович. При этом, по словам руководителя Центрального союза молочников Латвии Маргериса Равы, литовцы платят нашим крестьянам за литр молока на 8 сантимов больше, чем у себя на родине. “Ясно, что с конкуренцией тут что-то не в порядке”,— считает он.

Кроме литовцев к подорожанию молока приложили руку и местные торговцы. RÖgas piensaimnieks, один из флагманов латвийской молочной промышленности, неоднократно пытался добиться снижения стоимости своих продуктов в торговых сетях. Однако эта борьба по своей обреченности напоминает битву Дон Кихота с ветряными мельницами. Комбинат неоднократно снижал цены поставок, но конечные цены так и оставались неизменными.

“Когда вы покупаете литр молока, скажем, за 32 сантима, то половину этой суммы — около 15—16 сантимов — вы платите крестьянину, чья корова это самое молоко произвела. От 20 до 30 процентов идет в карман торговцам — это еще 6—9 сантимов. И лишь оставшиеся 5—10 сантимов идут переработчикам. А ведь и у них расходы: зарплата, топливо, упаковка, доставка, НДСŁ Неудивительно, что цены растут”,— пояснил ДВ представитель одного из молочных комбинатов.

23.09.2005 , 19:40

"Деловые вести"


Темы: ,
Написать комментарий