Случайная встреча длиною… в 55 лет

Главным угощением на их свадебном столе в том далеком 1950 году была жареная картошка.

Супруги Зофья Войцеховна и Павел Афанасьевич Емельяновы 11 сентября отпраздновали в кругу родных 55-летие совместной жизни.

— Помните слова давно позабытой песенки: «Мы жили по соседству, встречались просто так. Любовь коснулась сердца, сама не знаю как…»? Вот и у нас все сложилось, как в той песне, — вспоминает Зофья Войцеховна. В ту пору меня звали просто Зоей, была я обыкновенной фабричной девушкой, работала на кожобувном заводе машинисткой — строчила на машинке различные рисунки на кожаной мужской обуви. Жила у отца-матери на Новом строении в частном доме. В один летний вечер забежала к соседке по какому-то делу — то ли мама послала, то ли самой что-то понадобилось. Вот там-то и увидела Павла, он у соседки комнату снимал. Тогда и познакомились. Помню, вызвался проводить меня до моей калитки, договорились о следующей встрече. Парень он был высокий, видный, с хорошей такой улыбкой, мне сразу глянулся.
Павлу в то время было всего 20 лет, но он был человеком уже вполне самостоятельным — после окончания дорожно-технической школы и затем окончания курсов в Лиепае его назначили на ответственную должность дежурного по станции Даугавпилс. Стройная, русоволосая, улыбчивая соседская девушка Зоя понравилась ему с первой встречи.
— Особенно запомнились мне ее глаза, они были такими лучистыми, словно бы в них горели искорки, — рассказывает Павел Афанасьевич. — Мне хотелось видеть ее каждый день. После смены я теперь торопился домой, ведь в соседском дворе, в летней беседке, увитой плющом, я каждый вечер встречал мою ненаглядную Зою, снова видел ее сияющие глаза, слышал веселый смех. Я влюбился и вскоре понял, что никого другого рядом с собой уже не вижу, не представляю. И тогда , а это было спустя два месяца после того дня, как мы впервые увидели друг друга, я предложил Зое выйти за меня замуж…
Она была согласна. Захватив с собой лишь паспорта, молодые люди, не сказав никому ни слова, пошли в ЗАГС. Тогда, в 1950 году, это было просто — без долгих церемоний их тут же расписали. Немного погуляв по городу, они пришли к Зое в дом, обо всем рассказали ее маме. Мама готовила ужин, спокойно выслушала и благословила молодых. А потом сказала, чтоб подождали ужина. За столом, где главным блюдом была жареная картошка, собрались Зоины отец и мать, сестра, поздравили молодую пару. Сразу же после праздничного ужина они поблагодарили родных за угощение и пошли на квартиру мужа.
— Вот такой была наша свадьба 55 лет тому назад, — улыбается, вспоминая, Зофья Войцеховна. — Нам не дарили никакого приданого, ведь мы оба были из многодетных рабочих семей, каждую мелочь, каждую вещь приобретали постепенно сами. Вот еще очень важная деталь: когда Павел звал меня выйти за него замуж, я заметила ему поначалу, что не стоит торопиться, ведь его в армию скоро заберут. Но он меня на этот счет успокоил, мол, я железнодорожник, и меня не призовут. А когда мы поженились, буквально недели через три ему пришла повестка из военкомата. Павла забрали- таки в армию, да еще на долгих три года! Служил в Калининграде, это была тогда запретная зона, поехать к нему я не могла. Так и ждала его целых три года. Трудно было, честно, я ведь всегда веселая была, любила танцевать, но на танцы куда ж одна, без Павла пойдешь. Как ни странно, именно эти три года без него были в моей жизни самыми тяжелыми, томительными.
Жизнь потекла совсем по-другому, когда они снова были вместе. После армии Павел вновь стал работать на железнодорожной станции. Чтобы получить собственную квартиру, а не ютиться по углам, они после своих рабочих смен трудились еще и на строительстве железнодорожного поселка. Брались за любую работу: цемент ли мешать, носить кирпичи, одним словом, молодая чета Емельяновых выработала на стройке больше всех часов и получила за это право выбрать себе квартиру в любом районе города. Они остановились на центре, улице Виестура.
— В этой небольшой квартире мы живем и сегодня, — рассказывает Павел Афанасьевич. — Здесь вырастили дочь Марию, здесь делили мы на двоих все свои радости, волнения, события, переживания. И скажу, как когда-то, у меня просто замечательная жена, добрая, внимательная дочь, отзывчивый внук.
— Мы с Павлом прекрасно ладили, всегда жили в добром согласии, дружно, помогая друг другу. С высоты прожитых вместе 55 лет могу сказать, что если бы все нынешние молодые так прислушивались друг к другу, как мы, не было бы вокруг столько разводов, — рассуждает моя собеседница. И добавляет: — Я с пониманием относилась к страстному увлечению мужа рыбалкой, а за грибами-ягодами мы, бывало, ходили вместе. И варенье из черники, брусники и клюквы, и грибы мы потом заготавливали на зиму тоже вдвоем. Старалась даже понять его чрезмерное курение…
— А я вам объясню, ведь я работал на станции Даугавпилс дежурным маршрутно-релейного поста связи, стрелочников тогда никаких не было. Стоял смену в 12 часов у пульта в 600 кнопок, с помощью которых должен был безошибочно управлять всем пассажирским и грузовым движением станции. Это огромная ответственность, большое нервное напряжение, иной раз за всю смену ни разу из помещения не выходил. Вот и курил, а другого ничего не успевал…
Такой сверхнапряженный ритм работы в течение 48 лет бессменно на одном и том же участке железной дороги не мог впоследствии не отразиться на здоровье заслужившего затем звание Почетного железнодорожника страны — этого большого, крепкого от природы человека — после выхода на пенсию тяжелые болезни не раз буквально валили его с ног, но, приходя в сознание после очередного инсульта, инфаркта или операции на сердце, Павел первое, что видел перед собой, — это такие родные глаза своей Зои. И каждый раз она выхаживала его, буквально ставила на ноги, радуясь каждому его первому более-менее уверенному шагу. А потом любимый внук терпеливо и подолгу водил дедушку по комнатам, учил ходить заново.
Пять лет назад супруги Емельяновы праздновали в кругу родных и друзей свою золотую свадьбу. Невесте тогда впервые в ее жизни надели на голову золотой веночек и фату. А нынче, на 55-летие совместной жизни, гости вновь прокричали им традиционное «горько!», а внук только успевал фотографировать своих любимых, счастливо улыбающихся дедушку и бабушку.
— Знаете, какая у нас заветная мечта? — поделились они на прощание. — Отпраздновать вот так же, вместе с близкими 60-летие со дня нашей свадьбы. Ведь тогда, в послевоенные годы, у нас ее по сути-то и не было.
Верю, что надежды этих двух красивых, сильных духом людей сбудутся. И не один раз!

23.09.2005 , 12:45

Татьяна ЗАХАРЧУК


Написать комментарий