Над всей Прибалтикой безоблачное небо

Комментарий Виталия ПОРТНИКОВА обозревателя интернет-издания Politcom.ru

Российский самолет, не долетевший до Калининградской области, может стать раздражителем в отношениях Москвы и Вильнюса. Литва старается действовать согласно юридической процедуре, скрупулезно ее придерживаясь, в то время как в России, похоже, начинают искренне недоумевать: почему это российского пилота до сих пор “не отдали”, почему ему не разрешают встречаться с российскими специалистами, прибывшими для расследования инцидента…



Один высоко доверенный российский журналист, отличающийся пропагандистской хлесткостью по отношению к соседям, уже успел назвать Литву “Моськой” — собственно, этого благожелательного определения нужно было ожидать с первого же момента, после того как стало известно об очередной аварии в российских Вооруженных Силах.
Теперь представим себе, что российский самолет нарушил бы воздушное пространство какой-нибудь другой страны — члена НАТО — Германии или Финляндии. Стали бы возвращать пилота на следующий же день? Разрешили бы российским военным не только участвовать в расследовании инцидента, но и встречаться с летчиком? И — самое главное — вызывали бы все эти отказы раздражение?
Литва, конечно, тоже член НАТО. Но с точки зрения российской политической психологии, какой-то не такой, не всамделишный. Иначе бы к ее реакции не относились с таким очевидным непониманием. И не играли бы с литовскими военными в прятки, как с несмышленышами — вначале российский пилот Валерий Троянов заявил, что никакого оружия на борту не было, затем было признано, что крылатые ракеты все-таки имелись. Неудивительно, что в Вильнюсе начинают нервничать. В конце концов, ведь это российский самолет бабахнулся на литовской территории, а не литовский — на российской. И от того, насколько цивилизованно и процедурно выверенно будет проведено расследование инцидента, зависит дальнейшее сотрудничество России и Литвы — не только по пролетам российской военной техники над литовской территорией, но и с точки зрения вечно осложняющего отношения калининградского транзита…
А вообще, если бы самолета не было бы, его нужно было бы специально запустить. Потому что на фоне российских отношений с Латвией, ухудшившихся из-за неподписания пограничного договора, и отношений с Эстонией, ухудшившихся из-за подписания пограничного договора, контакты с Литвой выглядели уж слишком хорошо. А так — над всей Прибалтикой безоблачное небо. Можно летать. А если полетов недостаточно, можно плыть и прокладывать. Ведь еще одним — и более важным, чем упавший самолет, — раздражителем в российско-литовских отношениях обязательно станет проект Североевропейского газопровода, недавно торжественно одобренный Владимиром Путиным и Герхардом Шредером.
Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас уже поставил под сомнение экологическую безопасность проекта. Понятно, что если эти слова главы правительства Литвы выразятся в конкретных действиях, призванных притормозить строительство, в Москве вряд ли обрадуются.

20.09.2005 , 11:07

Телеграф


Написать комментарий