«За самовольство с НДС нас могут судить»

Нынешний отопительный сезон станет последним "сезоном без НДС", хотя и без этого тепло подорожает на 5—10 процентов. Если бы Латвия ввела налог в этом году, наши расходы повысились бы примерно еще на столько же. Однако этот шаг может дорогого стоить.

“То, что мы самовольно продлили себе освобождение от НДС на отопление, с точки зрения правовых норм ЕС, не очень законно,— говорит директор департамента налоговой политики Министерства финансов Дайна Робежниеце. — Вероятно, нас могут привлечь к ответственности в Европейском суде”.

— Госпожа Робежниеце, после того как Латвия вступила в ЕС, в налоговой сфере произошла небольшая встряска. Ждать ли нам еще каких-либо сюрпризов?

— Остались нерешенными вопросы по ставкам НДС. Этот вопрос обсуждается уже почти два года. Есть минимальные ставки, которые не могут быть менее 15 процентов, и сниженные — не ниже 5 процентов. У ряда стран, главным образом у “старожилов”, есть еще и суперсниженные ставки, а также так называемые “паркинг” ставки. Суперсниженные — это ниже 5 процентов, а “паркинг” применяют на такие товары и сделки, которые не упомянуты в специальном перечне. Вот и выходит, что все страны в ЕС равны, но есть те, кто равнее: “старики” получили право на такие исключения еще при обсуждении этих директив, а нам — не положено.

Этот год прошел в дискуссиях, какой должна быть структура ставок НДС. Для нас этот вопрос важен, поскольку мы самовольно решили освободить от НДС отопление, которое поставляется домашним хозяйствам, — для нас это и политическая, и налоговая проблема. Если в итоге будет принято неблагоприятное для страны решение, то, вероятно, против Латвии начнется процедура нарушения, и нас могут привлечь к ответственности в Европейском суде. Ведь право не облагать отопление по стандартной ставке НДС было у нас лишь до конца прошлого года. И то, что мы сами себе его продлили, с точки зрения правовых норм ЕС, незаконно.

НДС на отопление отменен до конца отопительного сезона, который начнется этой осенью. Но уже сейчас у нас могут быть проблемы. И, возможно, придется вводить стандартную ставку в 18 процентов раньше. Это будет тяжелым решением, поскольку сразу увеличит тарифы, а они и так повысятся минимум на 10 процентов. В Риге уже решено повысить плату за отопление, поскольку топливо дорожает на глазах.

— Какими могут быть санкции со стороны Евросоюза?

— Есть так называемая процедура нарушения. Начинается она с того, что Еврокомиссия, обязанная следить за соблюдением взятых на себя странами обязательств, инициирует переписку. Скорее всего, все разъяснения будет в письменном виде давать наш Минфин. Есть надежда, что если мы приведем достаточно убедительные аргументы, сделаем поправку к закону о начале применения НДС на отопление, то все обойдется.

— А если нет?

— Тогда нас могут привлечь к суду. Но и тогда можно еще попробовать доказать, что нарушение есть, но оно не повлияло на конкуренцию на внутреннем рынке. А свободная конкуренция — как известно, главный постулат Евросоюза. В любом случае, прецедентов в решении подобных вопросов у нас еще не было.

— Как-то не верится в нашу победу, учитывая предыдущий опыт международных процессов…

— Чтобы судиться, надо иметь сильных юристов… Хотя в других делах в международных судах Латвия приглашала для защиты своих интересов и очень высокооплачиваемых юристов, но положительного результата все равно не было.

Возможно, страны, которые присоединились к ЕС в 2004 году, смогут добиться освобождения от НДС. Другой путь — это включение отопления в список товаров и услуг, к которым можно применять пониженную ставку налога.

— А какова в целом перспектива снижения налогов?

— Не думаю, что мы долго сможем придерживаться курса на снижение. Мы упраздняем довольно много налогов физических лиц: почти все доходы от капитала — и дивиденды, и доход от процентов, и на прирост капитала. В общем-то, это тот доход, который получают состоятельные люди, а не те, которые живут только на одну зарплату. Поэтому тут есть возможности для какого-то справедливого перераспределения.

— А подоходный налог — все-таки будет введена фиксированная плата вместо ставки?

— Это коснется физических лиц, которые занимаются хозяйственной деятельностью. И то не всех, а тех, у кого небольшой оборот — до 10 тысяч латов. Мы предлагаем им рассчитывать налог от оборота, чтобы упростить учет всех затрат и расходов. Поскольку у них часто нет соответствующих навыков ведения учета, они не умеют оформлять оправдательные документы, чтобы подтвердить свои расходы. Постоянно возникают проблемы с доказательством расходов: он заплатил соседу за услугу, а бумаг нет. Вот для них мы предлагали ввести, скажем, 2,5 процента от оборота до 10 тысяч латов. Но этот вопрос еще не решен.

— Как вы относитесь к желанию многих политиков повлиять на инфляцию с помощью налогов?

— Мне кажется, что основной способ снижения инфляции — это ограничение потребления.

— Ну да — за счет введения налога на кредиты.

— Не только. Если бы у людей не появились лишние деньги, они бы не тратили их, и давление на рынок было бы не таким сильным. Предложение вроде бы не увеличивается в натуральном выражении, а спрос растет. Отсюда и рост цен. Налог на кредиты было бы очень сложно администрировать и правильно применять. Что же касается снижения НДС на продукты питания, то этот шаг в очередной раз сыграл бы в пользу торговцев. Почему же не заработать, если есть возможность? А для бюджета это означало бы отказаться от 100 миллионов латов. И никаких гарантий в обмен!

15.09.2005 , 15:38

"Деловые вести"


Написать комментарий