Можно ли вести раскопки?

Как-то в одной из передач республиканского телеканала промелькнула информация о том, что, якобы, в крепости планируются не то поисковые работы, не то археологические раскопки. И не по наружную сторону вала, а аккурат напротив бывшей основной школы N 2 на месте взорванного немцами костела. Об этой "утке" вскоре забыли, но на днях слухи получили реальное подтверждение: некто приступил к делу, о чем свидетельствовали углубления в фундаменте бывшего Божьего храма.

По всему было видно, что работа велась не наспех и не ночью, а при ясном свете — причем, не торопясь, со знанием дела. Об этом говорила аккуратная выемка земли вдоль фундамента и углубление, обнажившее ступеньки, ведущие, скорее всего, в подвальное помещение. Странно, что никто из жителей крепости не обратил внимание на раскопки и не сообщил об этом в соответствующие службы. Может попросту не придали значения: мало ли кто чем занимается в крепости? Позвонив в инспекцию по охране памятников культуры Даугавпилса, возглавляемую Валентиной Смертьевой, услышал от удивленных специалистов, что этого не может быть, ибо официального разрешения на проведение археологических или иных работ они никому не давали и никто к специалистам с такой просьбой не обращался. А значит, землекопание проводится незаконно. Хотя предположили, что этим делом как-то собирался заняться один энтузиаст и даже назвали его фамилию.

Как на другой день сообщила газете “Латгалес Лайкс” Валентина Смертьева, кстати, находящаяся в отпуске, но, тем не менее, весьма быстро отреагировавшая на полученную информацию, руководство ООО “ALTE-2000” в лице Евгения Владимирова, как известно, приобрело здание бывшей школы и прилагающую к нему землю в свою собственность. В фирме решили выяснить, насколько прочна площадка, на которой, в перспективе, возможно, будет проводиться строительство либо другие операции, связанные с большегрузностью. И не произойдет ли в этом случае обвал, поскольку под костелом когда-то находились большие подвалы. С этой целью и начали рыть… “По закону я должна была наложить на фирму штраф, но мы договорились, что эти работы будут немедленно прекращены, а вырытые углубления ликвидированы”, — сказала г-жа Смертьева.

Она пояснила, что информацию о желании отдельных лиц порыться в недрах крепости она слышит на протяжении лет эдак десяти. И поэтому сначала не придавала такой информации сколько-нибудь серьезного значения, если бы не упомянутый случай: “Одно дело, когда люди действительно собираются провести серьезные археологические исследования, а другое, когда кому-то вдруг приходит в голову взять лопату и пойти порыться. Подобные действия именуются чернокопательством, преследуемым по закону”. На сей случай есть Правила Кабинета министров N 474 от 26 августа 2003 года, в 3-й части которых сказано, что проведение раскопок разрешается лишь под руководством квалифицированного специалиста — археолога с высшим гуманитарным образованием, имеющего стаж работы в качестве руководителя раскопок не менее 2-х лет. Но, чтобы получить в Риге разрешение на такие раскопки, в заявлении надо обосновать цель запланированных работ, зарегистрироваться в местном самоуправлении и получить от него “добро”. По словам Валентины Смертьевой, никто подобных официальных заявлений в госинспекцию по охране памятников культуры не подавал. Как-то ранее с просьбой провести поисковые работы обращался руководитель группы “Поиск” имени Ольги Кудряшовой председатель Даугавпилсского Центра реабилитации афганцев “Саланг” Александр Кулешова, однако ему было отказано по вышеуказанной причине.

Комментируя ситуацию, А. Кулешов сказал, что лично не собирается предпринимать никаких незаконных действий. Однако, если на территории крепости все же будут проводиться раскопки профессиональными археологами, то группа “Поиск” по роду своей деятельности имеет полное право принять в них участие.

Что касается бывшего костела, в подвалах которого вместе с храмом отступающими из Даугавпилса немцами были взорваны люди, то его руины, представляя серьезную опасность для людей, возвышались до 1948 года, пока не было принято решение об их ликвидации. Развалины и мусор вывезли, а само место превратили в ровную площадку. Но до сих пор неясно — сохранились ли под ней костельные подвалы или же они ликвидированы? На этот вопрос могли бы дать ответ профессиональные специалисты, у которых до этого дела еще не дошли руки. Известно, что в Даугавпилсском музее есть фотографии, сделанные в то время, когда в подвалах находились останки погибших людей.

30.07.2004 , 13:39

"Латгалес Лайкс"


Написать комментарий