Суперантиголливуд Иржи Менцеля

Мир и человек в фильмах замечательного режиссера
Иржи Менцель

, известнейший чешский режиссер, актер (более 40 ролей в кино), сценарист, педагог. Родился в 1938 г. Его отец был журналистом, писателем и сценаристом. С 1957 г. Менцель стал учиться кинорежиссуре под руководством Отакара Вавры в Пражской киношколе. Начинал в профессиональном кино как ассистент режиссера у Веры Хитиловой. Много экранизировал прозу Богумила Грабала (“Поезда под строгим наблюдением”, “Жаворонки на нити”, “Срезки” и др.) и Владислава Ванчуры (“Капризное лето”, “Конец старых времен”). Эти ленты, как и так называемые деревенские комедии “На хуторе у леса” и “Деревенька моя центральная”, получили немало международных наград. В последнее время Менцель работает преимущественно в театре. Заведует кафедрой режиссуры Пражской киношколы. Является одним из членов-основателей Европейского кинематографического общества, ежегодно присуждающего высшую кинопремию Европы “Феликс”.


 


Снял и забыл
Менцель признается, что после 1968 года мог бы уехать на Запад и сделать карьеру в Голливуде, как Милош Форман. Но не захотел. И хотя иногда жалел об этом, в итоге рад, что остался — на родине жизнь была гораздо насыщенней и интереснее.
Чем отличается чешское кино от других кинематографий? По Менцелю — прежде всего особым юмором и отсутствием пафоса, характерного для польских и русских картин. "Мы не снимаем кровавые триллеры и блокбастеры типа “Титаника” — и слава богу. Нам удаются немного сумасшедшие комедии, после которых в голове у зрителей кое-что остается". Кстати, он считает, что после распада Чехословакии в Чехии снимается гораздо больше фильмов (и хороших), чем у соседей. Это парадокс, потому что в Словакии много талантливых актеров и режиссеров, и темпы экономического развития там выше, а в Чехии кино не очень-то финансируется из государственного бюджета.
Вообще лучший фильм для Менцеля — это когда, например, жарким летним днем включаешь телевизор в американской гостинице, а на экране старый черно-белый фильм, который уже сто раз видел. Скажем, “Дорога” Феллини. Собираешься посмотреть от нечего делать несколько минут — и не можешь оторваться до конца. “Это, — говорит режиссер, — как глоток чистой прохладной воды!” Он обожает комическую американскую пару 30-х гoдoв Лaypeлa и Xapди (Тoлcтый и Тoнкий), кoтoрaя пoдчepкивaлa в кoмeдияx мoтивы aбcypднocти чeлoвeчecкoгo cyщecтвoвaния. И, разумеется, — Чаплина. О новом азиатском кино отзывается как о чем-то искусственном, синтетическом. А к собственным фильмам относится так: снял — и забыл.
В начале 2006-го Менцель вновь приступает к съемкам. Рассказывает, что его привлек роман Грабала “Я обслуживал английского короля”, охватывающий время с 20-х до 60-х годов минувшего века. Режиссер сообщил, что снимать будет, в основном, чешских актеров и нескольких словацких, а съемки планируется завершить к концу года.

14.09.2005 , 11:08

Телеграф


Написать комментарий