Почему молодые латыши защищают русскую школу

Общественная организация «Трудовая молодежь» (Darba Jaunatne), объединяющая латышских ребят социал-демократической ориентации, решилась на чрезвычайно смелый шаг - поддержала призыв ввести мораторий на реформу-2004. Тринадцать членов организации участвовали в антиреформенном десанте в Страсбур. Подробнее о мотивах этих неординарных шагов и задумках на будущее с «Часом» беседуют лидеры «Трудовой молодежи» Янис Кузинс и Александр Кантонистовс.

Вчера состоялось заседание правления ЛСДРП, на котором Янис Кузинс (на снимке справа) и Александр Кантонистовс были исключены из партии. «Взрослые» соцдемы расторгли договор о сотрудничестве со своей молодежной организацией численностью около 500 человек, в которую входили и мятежные «страсбурцы». Таким образом ЛСДРП полностью отмежевалась от своих младших товарищей, которые осмелились выступить против школьной реформы. По некоторым данным, под крыло ЛСДРП вернутся лишь мадонская и даугавпилсская организации, в которых состоит не более 60 человек. Остальные намерены идти своим путем.

Смелый шаг

- Выступить дома против реформы – уже смелый шаг. А вы еще решились ехать в Страсбур вместе с молодежью Штаба защиты русских школ. Как вы пришли к такому решению?

Янис Кузинс: – Нашу организацию в поездке представляли 13 человек. Мы участвовали в двух совместных акциях с русскими ребятами, но в основном работали по собственной программе, подготовленной в Риге. Ее основу составили встречи с европейскими социал-демократами. Если говорить о мотивах, то главный – побудить правительство пойти на диалог по реформе-2004. Если не с представителями нацменьшинств, то хотя бы с нами, латышской молодежью. Мы считаем, что компромиссным шагом является мораторий на сроки введения реформы.

Если реформу просто отменить, латыши подумают: мы проиграли, выиграл ЗаПЧЕЛ. Если, несмотря на все протесты, реформа начнется в неизменном виде – значит, выиграл ТБ/ДННЛ, а русские проиграли.

Александр Кантонистовс: – К сожалению, правительство не услышало ни протесты русских родителей, ни наши обращения, поэтому решили донести нашу позицию до Страсбура.

- Какую мысль вы хотели в Страсбуре донести до евродепутатов и до политиков Латвии?

Янис: – Вопрос реформы средней школы нацменьшинств давно вышел из сферы образования и грозит перерастанием в этнический конфликт. Латвия делится на два противостоящих лагеря. В этой ситуации следует предпринимать экстренные меры – как в стране, так и за ее пределами. В Страсбуре венгерские евродепутаты рассказали нам об инициативе создания рабочей группы Европарламента по нацменьшинствам ЕС. Мы всячески поддерживаем эту инициативу.

Александр: – В ходе интенсивного общения с директором образовательного департамента Совета Европы Йозефом Шейлсом мне удалось донести до него простую мысль: сегодняшняя ситуация с дискриминацией нацменьшинств в Латвии может завтра перекинуться на остальную Европу.

Будем делать партию

- Как на ваш альянс со штабом смотрят «отцы латвийской социал-демократии» из ЛСДРП?

Янис: – Кроме «Трудовой молодежи» мы возглавляем Организацию социал-демократической молодежи, которую связывает с ЛСДРП договор о сотрудничестве. Я вхожу в думу ЛСДРП. Нас с Александром вызывают на правление партии, чтобы решить, что с нами делать дальше. Выбранный нами курс соответствует принципам социал-демократии куда больше, чем национализм, провозглашенный прежним и нынешним руководством ЛСДРП.

Александр: – Наш курс соответствует позиции социал-демократов Европы. Мы еще раз в этом убедились в ходе встреч в Страсбуре. А в Латвии социал-демократию от национал-социализма отделяет всего один шаг. Поэтому и рейтинги у них мизерные. Так что мы просто вынуждены дать бой старшим товарищам: или взять руководство партией в свои руки, или уйти и создавать новую партию. Уверен, что европейская социал-демократия нам в этом поможет.

Янис: – Латвия истосковалась по центристской партии, отражающей мнение нормальных латышей, не зараженных бациллой национализма. Думаю, в такую партию могли бы вступить и русские люди. Например, те, с которыми мы ездили в Страсбур.

Дружба возможна

- Как в ходе поездки складывались отношения с русскими ребятами?

Янис: – Европейские СМИ назвали наш интернациональный лагерь «маленькой Латвией – провинцией Страсбура». Мы показали, как дружно могут жить – и как реально живут в Латвии – русские и латыши, если искусственно не создается конфликт со стороны властей.

Александр: – Некоторая настороженность при этом сохранялась. Нас разделяют взгляды на политические вопросы. «Трудовая молодежь» считает, что латышский должен оставаться единственным официальным языком Латвии, мы много спорили и по вопросу гражданства. Задолго до поездки мы договорились, что единым фронтом в Страсбуре мы выступаем только по вопросу школьной реформы.

- Какую реакцию на ваши взгляды и деятельность вы получили от вашего латышского окружения – родственников, друзей?

Янис: – С давних времен латышский народ отличался спокойствием и рассудительностью. Подавляющее большинство латышей или вообще ничего не знает про эту реформу, или считает ее недемократической. Латышам пришлось хлебнуть лиха в 1940- 1950 годы. Но даже при сталинизме мы имели право учиться на родном языке, имели квоты национальных кадров в лучших вузах СССР. Но, забыв историю, правительство заняло националистическую позицию, а простые люди опасаются в открытую выступать с критикой, чтобы «кто чего не подумал», чтобы не возникало проблем на работе. Так что нормальные латыши разделяют наши взгляды. Однако все организовано так, что те, кто претендует на участие в грантах и другие поощрения, должны поддерживать реформу.

30.07.2004 , 12:22

chas-daily.com


Написать комментарий