Финляндия как «американская мечта»

Туристы из Западной Европы и США лишь недавно открыли для себя скромное очарование Хельсинки.


у соседей

Достаточно лишь поверхностно ознакомиться с содержанием статей на международные и экономические темы российских и «эсэнгэшных» изданий, чтобы понять, что «заграница» для их авторов ограничивается США, Англией и некоторыми другими странами, а фраза, начавшаяся со слов: «как принято в цивилизованных странах», скорее всего, закончится американским или германским примером. Хотя мир, несомненно, многообразнее, и сами американцы видят путеводную звезду совсем в другой части света.

Этим летом один из редакторов влиятельной американской газеты The Washington Post Роберт Кайзер совершил трехнедельное турне по Финляндии, желая разобраться, каким же образом малонаселенная северная страна умудряется третий год подряд занимать первое место в мире по конкурентоспособности, равно как и еще по шести различным важным параметрам, характеризующим прогресс и цивилизацию. Это путешествие привело к тому, что почтенный редактор в своей газете разразился статьей с фантастическим для американца заголовком: Why cant we Americans be more like Finland? («Почему мы, американцы, не можем быть похожими на финнов?»)

Знания всем и даром


Американца как человека опытного шокировала прежде всего базовая система социального обеспечения Финляндии. Это не только бесплатная гарантированная медицина или пенсионная система. Главное – это бесплатное образование для всех, по всем направлением, как особо отметил мистер Кайзер, включая медицинское и юридическое. Есть, конечно, и платные учебные заведения, но нет такого, чтобы в Финляндии можно было получить специальность только за деньги. Именно это американский редактор считает примером для всех стран, которые хотят называться «цивилизованными».

«Для патриота Америки, вроде меня самого, – пишет г-н Кайзер, – Финляндия являет серьезный вызов: если мы, американцы, такие богатые и умные, то почему же мы не можем обеспечить нашим гражданам то, что уже обеспечивают финны?»

Эффективность вложений


Американец не был бы американцем, если бы не стал считать деньги. И здесь его ожидал шок. Г-н Кайзер удивлен, каким образом финское общество умудряется обеспечить такой высокий уровень общественного здравоохранения и социального обеспечения, тратя только 7 процентов ВВП, тогда как в США на это уходит 15 процентов, и все равно не хватает?

С другой стороны, отмечает г-н Кайзер, финны меньше тратят на себя, живут в маленьких, по американским меркам, домах, и в среднем на 30% беднее. Много это или мало – быть на треть беднее по сравнению с богатейшей страной мира?

Финны экономят на многих вещах, отмечает г-н Кайзер. Они сохранили воинский призыв, который весьма популярен среди молодежи, а это позволяет иметь отличную армию за приемлемые деньги. В Финляндии велика доля общественного и государственного производства – только 52% товаров и услуг производится частными компаниями по сравнению с 71% в США. Но, с другой стороны, условия конкуренции вполне рыночные. Налоги в Финляндии выше, чем в США, но и получают финны в виде общественных благ больше.

Так должны ли американцы учиться у финнов? – вопрошает г-н Кайзер.

Когда стыдно быть богатым


Редактор The Washington Post отмечает, что США не могут просто взять и применить финские наработки к своей стране, во-первых, просто потому, что финское благополучие рассчитано (внимание!) на обширную, но малонаселенную страну. Во-вторых, Финляндия религиозно и этнически однородное государство. Несмотря на то, что многие финны не относят себя к верующим, 98% из них считают себя морально связанными с лютеранством, а следовательно, с его строгой этикой труда и общественных отношений.

Как следствие, все политические силы, все классы, в том числе крупный капитал, выступают за сохранение «общества всеобщего благосостояния» даже ценой уменьшения своих прибылей. Традиции эгалитаризма, то есть равенства, заметны в финском обществе в высшей степени. Быть богатым и демонстрировать свое богатство просто стыдно. Стыдно лгать. Коррупция в чистом виде «экстремально низкая». Фундаментальный финский принцип похож на американский, но с более гуманистическим подтекстом: «обеспечить равные возможности в жизни каждому»…

Скромное обаяние финской буржуазии


Г-н Кайзер, развивая свою мысль, пишет, что в Финляндии особое отношение к деньгам – они инструмент, но не цель. В стране нет частных университетов, закрытых клубов или особых поселков, где бы жили только богатые и где они сидели бы под домашним арестом, отделившись от окружающей жизни.

Примером жизни богатого финна может служить семья Ристо Сииласмаа, создателя компании F-Secure, которая в области компьютерной безопасности конкурирует с такими гигантами, как Symantec или McAfee . Этот человек, начавший в американских традициях с нуля, «стоит» сегодня несколько сот миллионов долларов. Его жена по-прежнему преподает в обычной городской школе в начальных классах. Они сохраняют связи с друзьями школьных лет. Деньги – это инструмент…

Эгалитаризм финнов проявляется во многих вещах – например, в системе штрафов на дорогах, пропорциональных годовому доходу. Благодаря этой системе и приходят сообщения о суммах штрафов в 225 000 долларов за превышение скорости, которые удивляют всех, кроме самих финнов, – а как же иначе?

Парадокс, с точки зрения г-на Кайзера, заключается в том, что эта система эгалитаризма не была свойственна финскому обществу всегда, она была разработана после революционных потрясений начала века и внедряется в общество на стадии школьного обучения.

Все вместе в одной лодке


«Мы, американцы, всегда декларировали этот лозунг, а финны воплотили его в реальность», – пишет Роберт Кайзер. Финны начали с повышения престижа учителя – и в моральном и в материальном плане. Сейчас конкурс составляет до 10 человек на место в педагогических отделениях вузов. И дело не в деньгах, а в атмосфере уважения к профессии со стороны государства.

Отсутствие специальных «заповедников» для детей богачей, многоуровневая подготовка, выбор специальности не в зависимости от полноты кошелька, а от знаний и амбиций учащихся обеспечил к началу 80-х годов появление нового, амбициозного и очень демократичного поколения финнов. Это поколение вывело страну в лидеры, создало Nokia и многие другие хай-тек-компании, модернизировало местную промышленность, вложило деньги в промышленность по всему миру, а не прогуляло.

«Наше общество движимо жаждой денег, благословлено огромной частной филантропией и проклято коррупцией, и страдает от глубокого недоверия к правительству и другим общественным институтам. Финское общество избавлено от этих атрибутов развития», – отмечает Кайзер.

Информация к размышлению: мы все друг на друга похожи


Финский феномен, оказывается, уже не первый год служит объектом для изучения специалистов-социологов, которые, кажется, нашли секрет финского общества. По мнению Мануэля Кастельяса, испанского социолога из Университета Южной Калифорнии, дело в том, что финское общество обеспечило путем развития систем социальной защиты уверенность каждого члена общества в своем завтрашнем дне. «Вы можете браться за реформы, когда общество чувствует себя защищенным, – отмечает испанский социолог. – Когда человек не боится в случае коммерческого риска потерять все, он легче идет на эксперимент». И это свойство человеческого характера присуще не только финнам.

Так стоит ли нам учиться у финнов?

10.09.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий