Заводик на закланье-2

После всех перипетий, связанных с продажей асфальтобетонного завода, единственно слабым звеном, которое не было проверено "Миллионом", стал банк. Тот самый немецкий Vereinsbank, который просит объяснений у Даугавпилсской думы с начала этого года.

И поскольку в кулуарах нашими депутатами сам по себе вопрос уже “улажен” – новенький завод пойдет с молотка – речь может идти уже не столько о самом АБЗ, сколько о стратегии нынешних хозяйственников-самоуправленцах. Которые, как выясняется, в силу различных причин не желают работать и просто дурят нашего брата.

Место встречи… ничего не меняет

Как сообщили “Миллиону” до своего эпохального заседания депутаты думы и как поведал на том же заседании зам. исполнительного директора самоуправления  Валерий Кононов, продажа АБЗ возникла из-за требования АО “Vereinsbank Rїga” вернуть до 10 августа взятый в банке кредит. Сумма возврата на 1 июля составляла около 1,7 млн. латов. Поскольку, поясняли “слуги народа”, ни у ПЖКХ, ни у самоуправления таких денег нет, то единственный выход – расстаться с заводом! Единственный вопрос, который до сих пор не выяснил “Миллион” и которым каждый манипулировал себе в угоду: почему Vereinsbank вдруг потребовал вернуть долг – расставляет все на свои места. По убеждению г-на Кононова, иже с ним директора ПЖКХ г-на Вериго, и депутатов в “законе”, прежнее руководство думы нарушило пункт договора, который запрещает кредитополучателю без согласия банка брать кредиты у третьих лиц. То есть во всем виноват экс-мэр  Рихард Эйгим. По мнению депутатов от оппозиции, отделив от ПЖКХ коммунальное хозяйство и тем самым снизив сумму залога, нарушила условия договора именно нынешняя дума: причина недовольства банка в реорганизации ПЖКХ! Напомним, что часть депутатов «в силе» узнали об этом пункте от журналистов “Миллиона” после того, как дали добро на продажу на финансовом комитете думы! Докладчики же, упомянутые В. Кононов и В. Вериго, не обмолвились на комитете об этом ни словом!

Во вторник, 27 июля, все еще можно было изменить. После финансового комитета “прозревшая” часть депутатов могла встретиться с банкирами. Депутаты от оппозиции договорились о месте и времени встречи. В течение недели утром “прозревшие” соглашались, вечером “срочно” куда-то уезжали. В итоге единственными, кто откликнулся на переговоры с банком, оказались… журналисты “Миллиона”.

Переговоры получились “сложными”. Вице-президент Vereinsbank Юрис Якобсонс никак не мог взять в толк, где, собственно, сами двинские депутаты и правильно ли он понял, что разговаривающий с ним журналист – одновременно и депутат думы. Информация о том, что даугавпилсские депутаты, не вникая в детали, все давно порешили, дружно проголосовали и уже обо всем забыли – заставила банкира задуматься. На вопрос, кому вся достоверная информация тогда нужна, услышав в ответ: “Горожанам”, – попросил для ознакомления статью “Заводик на закланье”, затем, как выяснилось, провел совещание и, как обещал, перезвонил.
- В вашей статье совершенно верно, наглядно, без всяких искажений отражена суть дела. Добавить нечего. После реорганизации положение ПЖКХ и его статус изменились, для нас это неприемлемо, банку нужна дополнительная страховка. Собственно, все.
- Вы имеете в виду залог?
- Не обязательно. Нас устроила бы просто гарантия со стороны городской думы. К сожалению, ничего серьезного Даугавпилсская дума на сегодняшний день нам не предлагает.
- Некоторые депутаты нашей думы уверяют горожан, что сыр-бор разгорелся из-за взятых кредитов при прежнем мэре Рихарде Эйгиме?
- Это не соответствует действительности. О кредитах мы знали, они нас не беспокоили, так не влияли на ситуацию в целом – кредитоспособность предприятия. Именно реорганизация ПЖКХ, произведенная в этом году, заставила нас выставить претензию. За неимением нормальных гарантий мы, по просьбе думы, дали срок самоуправлению на проведение тендера.
- Ясно: значит, решение провести аукцион было озвучено руководством думы еще до всяких голосований. Сроку городу, надо понимать, до 10 августа? Вопрос к тому, что на заседании думы народ пугали “страшилками”. Один из наших хозяйственников некто г-н В.Вериго поведал: “Поскольку АБЗ и все оборудование заложено банку, банк может продать все это за полцены, а остальную сумму потребовать вернуть самоуправлению. Скажем, миллион латов. И тогда ПЖКХ обанкротится, а это будет страшный удар по всему городскому жилищному хозяйству. Что тогда скажут жители?..” Прокомментируйте.
- Ну что вы! До сегодняшнего дня и проценты, и основные суммы выплачиваются по графику, нам совсем не выгодно обострять ситуацию! Ни одному банку не выгодно ссориться с самоуправлением! Скорее всего, из-за технических накладок, связанных с аукционом, срок будет еще немного перенесен. Судить о решении местной власти мы не будем, однако реши ваша дума сделать, например, переаккредитование на оставшуюся сумму, опять же под гарантии, уверен, не только мы, но и другие банки изъявили бы принять в такой сделке участие. Заявляю официально: нас интересует остаток кредита, не более!
Глас народа

В предыдущей, прочитанной банкиром статье, газета рассказала, что имеет город сегодня. На сегодня искать компромиссные решения в пользу завода дума считает не целесообразным. На сегодня: два года завод был прибыльным, нынешний год директор ПЖКХ г-н Вериго при одной аудитории думает закончить успешно, при другой – с минусом. Цена за тонну асфальта каждой аудитории дается такой, какую данная аудитория должна в данный момент слышать! На сегодня, позволим процитировать, “получается, что горожане два года платили по процентам бешеные деньги банку за просто так! Бедные, сняв шляпы, два года пускали их по кругу: складывались на икру для бутербродов банкирам! Народ продолжают раздевать: выставленный напоказ голый зад ни своих, ни чужих не смущает! На сегодня Даугавпилс – единственный город в стране, умудряющийся каждым эпохальным решением рожать на свет нового монополиста! Виноватых нет!”

И тут уж никак не обойти вопрос: кому оно все надо? Во вторник днем произошло еще одно событие: в редакцию позвонили работники асфальтобетонного завода и попросили о встрече. Поскольку местной власти народ после “веригинских штучек” уже не доверяет, к разговору работники завода попросили подключить депутата Сейма  Сармите Кикусте. Депутат, в свою очередь, прислала своего помощника, известного в городе специалиста по строительству Сергея Степанова.
- Наша дума только заявляет, что считает каждую копейку! – без обиняков, перебивая друг друга, начал народ. – В то же время отдел коммунального хозяйства, который сейчас распоряжается деньгами на содержание дорог, отдает заказы на сторону. На 200 тысяч латов в год! И почему-то там все время фигурируют одни и те же фирмы, среди которых, между прочим, “Бувмеханизация”, фирма, к которой имеет самое непосредственное отношение зам. председателя думы г-н Даукст. А почему наше ПЖКХ не получает эти заказы? Они что там, за дураков всех держат?!..
- Вы только подумайте! В прошлом году фирма “Бувмеханизация” взяла порядка пяти тысяч тонн песка по цене три (!) сантима за тонну! Когда только одна перевозка из карьера на асфальтобетонный завод стоит 1, 20 лата! Себестоимость же тонны – 1,63 лата! В этом году себестоимость песка 3,70 лата, а “Бувмеханизация” берет песок по 73 сантима! Так на кого работает город?!
- А какова стоимость тонны песка простым смертным?
- От пяти до семи латов! И это тот песок, который идет на изготовление асфальта! Вот и посчитайте!
- Вообще, издевательство какое-то! В прошлом году завод использовал 60 процентов привозной муки, а 40 процентов – своей (отходы производства от дробления), то в этом году все 100 процентов – мука привозная! Лаборатория по назначению не используется, командует “парадом” мастер, г-н Федя Ясинский!..
- И как это понимать?
- А тут и понимать нечего! Заводом “заправляют” г-н Карнаухов и г-н Оглодков! Никому без их разрешения ни песок, ни камни не отпускаются! А Федя им рапортует!
- Какое отношение эти господа вообще имеют к заводу?
- Фирма Оглодкова присылает свои контейнеры и рабочих, которые отбирают элитные камни, грузят их и увозят! Таким образом “уехали” 25 контейнеров по 15 тонн каждый и 400 тонн песка!
- По бумагам?
- Минуя весы, охрану, с молчаливого согласия начальника участка г-на Трунина – как будто так и надо! Воруют все, кто может! Вот вам и себестоимость продукции! А будет завод в частных руках – будет порядок! Ощущение, что все специально делается!
- Почему не написать заявление в полицию?
- Кому?! Может, Трунину или Вериго? А с работягами у них один разговор: “Не твое дело! Не нравится – уматывай! За воротами желающих много!..”
Через полчаса беседы цифры, фамилии, трейлеры, которыми без всяких счетов пользуются все кто ни попадя, асфальт – все сплелось в одно целое, стало покидать чувство реальности.
- Такое ощущение, ребята, что судьба завода действительно предрешена… – листая бумаги, вздохнул журналист. – Этот город погубит коррупция! И вправду плодим себе на голову монополистов!
- Проблема не в асфальтовом заводе, проблема в специалистах: руководстве завода и города! – подвел черту под разговором Сергей Степанов. – Тот же г-н Панкевич, о котором судачит весь город, при всей его напыщенности, всего лишь мальчик по сравнению с настоящими “акулами” бизнеса: тем же г-ном Карнауховым и Оглодковым! Г-н Панкевич тасует карты, понятия не имея, что его колоду давно подменили…
Дружный смех немного разрядил обстановку. Народ обратился в сторону Сергея Степанова.
- Готовы подписаться под каждым вашим словом… Получится, как со Спец.АТП: теперь вывоз мусора обходится самоуправлению на 20 процентов дороже! Получить городские заказы на ремонт дорог – мечта любого монополиста! Кабельный монополист у нас есть, вывоз мусора, санитарная очистка города да еще плюс дороги – все это лакомые кусочки. “Трамвайка”, теплосети… И они хотят нас уверить, что завод никому не нужен.
- Нашими “акулами” еще на заре приватизации апробированы стандартные схемы. – вставил между смешками Сергей Степанов. – Больше ничего умного ими не придумано. На госпредприятии организуется “SIA”, которое и получает прибыль, все убытки списываются за счет предприятия.
Попив кофейку, прощаясь, вроде только облегчив душу, кто-то из присутствующих вдруг тяжело обронил:
- Не понимаю: как ревизия не может обнаружить недостачу пяти тысяч тонн песка по цене три сантима за тонну?.. Никакого, понимаешь, не видно просвету…
- А вот это вы напрасно… – вставил Сергей Степанов. – Рано или поздно все эти махинации вскроются. Срок давности экономических преступлений – десять лет. Важно, кто придет в новую думу. Как бы не пришлось все возвращать, да «с кровью»…

ОТ РЕДАКЦИИ. Редакция “Миллиона” предлагает экономической полиции Даугавпилса не ждать десять лет. Газета готова вести диалог и предоставить соответствующие документы и прокуратуре. В любом случае журналистами будут предприняты некоторые соответствующие шаги со своей стороны.

29.07.2004 , 11:56

"Миллион"


Написать комментарий