Директор Сорокин: «Я ответил по совести…»

Бывший директор малтской средней школы, ныне пенсионер и депутат Игорь Иванович Сорокин (на снимке) предпочел правду прогибанию под тяжестью дискриминационной школьной реформы. В начале учебного года он обращается к учителям и учащимся русских школ страны.


Еще в прошлом учебном году Игорь Иванович Сорокин возглавлял малтскую 2-ю среднюю школу (Резекненский район). Директорствовал он с 1974 года. Всякий в Малте знает, что 2-я школа – это школа Сорокина и притом выдающаяся.

Выпускники без труда поступали и поступают в столичные вузы, учительский коллектив работал слаженно, отличался склонностью к новациям.

Весной предреформенного учебного года, отвечая на опрос министерства о готовности вверенного учебного заведения к школьной реформе, директор Сорокин честно ответил, что школа к реформе не готова. После чего был вынужден уйти на пенсию, а среднее звено созданного им учебного заведения решили для надежности перевести под крыло латышской школы. Несмотря на усилия отдельных ретивых чиновников, школу Сорокина удалось отстоять.

- С какими чувствами вы встретили 1 сентября?

- Для меня этот день особый. Тем более в этом году – внук пойдет в первый класс. И, конечно, главная радость – несмотря на все попытки ликвидировать в Малте русское образование, школу удалось сохранить.

- Не жалеете, что пришлось уйти из директоров в пенсионеры?

- Наступавшая реформа требовала покривить душой, признать, что все благополучно. Убежден, министерские чиновники отлично понимают, что образование на родном языке гораздо эффективней, полезней для получения знаний и общего развития ребенка, чем неродной латышский… Но они вынуждены кривить душой.

То же самое касается директоров: приходится врать, растолковывать педагогическому коллективу то, во что сам не веришь. Для меня такая раздвоенность неприемлема. Я ответил, что думал. Напомню, что директоров опрашивали два раза.

В первый раз предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответа о готовности школы к реформе в промежутке от «готова» до «не готова». Я тогда дипломатично ответил, что школа готова частично. Но во второй раз вопрос звучал как ультиматум: готова или не готова? Я ответил по совести.

Ну как можно было ответить иначе, если мои учителя латышского сообщили, что в будущем 10-м классе только 6- 7 человек готовы учиться на неродном языке. И учителя не были готовы. Их тоже поставили перед унижающим человеческое достоинство выбором: лукавить, говоря, что готовы преподавать на неродном языке, или говорить правду и иметь неприятности. Кстати, инспектор проверил нашу школу и сказал: вы не хуже остальных школ.

- Что последовало после этого ответа и вашего ухода?

- Последовала инициатива слить школы. Но родители возмутились, поставили на рога всех ответственных персон, набрали 10-й класс – и школа выстояла. Тут отдельное спасибо Якову Гдальевичу Плинеру. Очень помог советом и участием.

В этом году 10-й класс получился неполный, но сейчас угроза закрытия отступила. Школа работает, пусть новый директор старается. Латышизация у нас не прошла! Я как депутат и член родительского совета – старший внук здесь учится – слежу за происходящим.

- Что хотите пожелать учителям и учащимся, директорам русских школ в начале нового учебного года?

- Главное, чтобы вы верили в себя, в свое назначение, в наш великий русский язык. К сожалению, число часов на русский язык и литературу сокращается, ребята все хуже знают русскую классику, допускают все больше огрехов в устной речи.

Учителям желаю повышения зарплаты, а ученикам – чутких и понимающих учителей.

Еще пожелание – не прогибаться, верить в свои силы, гордиться своей национальной самобытностью. Чтобы с русскими детьми не получилось как в басне у Крылова: ни пава, ни ворона.

06.09.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий