Мучительная агония идеологии

Комментарий Льва МАЛИНСКОГО, собкора Телеграфа в Израиле После практически бескровного размежевания, которое стало грандиозной победой Шарона и катастрофическим поражением правого — "национального" — лагеря, внимание всей политтусовки привлекает новая "иудейская война" — Биньямина Нетаниягу против Ариэля Шарона. На этой неделе Нетаниягу сделал то, чего от него давно ожидали — официально объявил о своем намерении бороться за пост лидера правящей партии Ликуд


Шарон вызов принял, и даже сыграл на опережение — за день до этой шумной пресс-конференции, больше похожей на слет сторонников Нетаниягу, он дал интервью израильскому телевидению, в котором без обиняков заявил, что впадающий в панику и эмоционально неустойчивый Нетаниягу по своим личным качествам абсолютно непригоден на роль главы правительства. Надо сказать, что все эти шароновские характеристики Нетаниягу и впрямь оправдал во время своего первого премьерского срока в конце 1990-х.
Однако сейчас бой между Нетаниягу и Шароном проходит якобы на почве идеологии. Именно “якобы”, потому что на самом деле это война двух лично ненавидящих друг друга политиков, война, в которой, без сомнения, соперники еще не раз вываляют друг друга в грязи.
В конце сентября конференция центра Ликуда должна определить дату будущих выборов лидера партии. Функционеры Ликуда, да и простые члены партии оказались перед уникальным выбором. Фактически партии предлагается во имя верности принципам совершить политическое харакири. Им надлежит решить, что лучше — чужой Шарон и триумф Ликуда или свой Нетаниягу и возможное поражение на выборах. Все опросы внутри партии показывают, что “идеологически выдержанная” ликудовская позиция Нетаниягу пользуется несравнимо большей поддержкой партийцев. Но на парламентских выборах Ликуд с Нетаниягу будет выглядеть гораздо хуже, чем Ликуд, во главе которого стоит Шарон. А ведь победа на парламентских выборах — это не только власть, но и много-много теплых местечек для партийных функционеров. Поэтому идеология идеологией, а победить хочется и в кнессет хочется.
Еще более страшный (для Ликуда, разумеется) сценарий ожидается, если Шарон, проиграв внутрипартийные выборы Нетаниягу, просто уйдет из Ликуда, уведя за собой отряд верных ему партийных товарищей. Тогда ситуация станет просто катастрофической. Потому что в этом случае за новую партию Шарона, как бы она ни называлась, проголосует куда больше израильских обывателей, чем за идеологически стерильный Ликуд Нетаниягу. На самом деле народ Израиля уже устал от идеологических заклинаний и примитивных формул типа “Ни шагу назад!”, “Да здравствует единая и неделимая земля Израиля!” и т.д. Поэтому и поддержало большинство еврейского народа размежевание с палестинцами, несмотря на все причитания правых.
Народ Израиля явно хочет хорошо жить, а не героически погибать. Вот и попробуй не поступиться принципами при таком раскладе!
Сегодня для политических аналитиков в Израиле широкий простор для фантазий и домыслов. Как у нас говорят — все варианты возможны, вплоть до самых невероятных. Дело в том, что поведение членов центра Ликуда все-таки зачастую бывает весьма иррациональным, и левантийские эмоции порой одерживают победу не только над здравым смыслом, но даже и над собственной выгодой.
А положение Шарона в Ликуде сейчас очень напоминает положение Горбачева в ЦК КПСС в последний период его деятельности. Функционеры куда консервативнее своего лидера.
Ариэль Шарон был тем человеком, который создал партию Ликуд. Не исключено, что он читал Гоголя, и тогда обратится к Ликуду со словами Тараса Бульбы, обращенными к его сыну: “Я тебя породил, я тебя и убью”.
И ведь убьет и не дрогнет!

02.09.2005 , 13:02

telegraf.lv


Написать комментарий