В нищете, но на родине

Семье из Франции отказано в удочерении тяжело больной девочки Более 3000 детей в Латвии живут в детских домах и приютах — это сироты и дети, по разным причинам оставшиеся без попечения родителей. Проблема детей-сирот взволновала президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу, которая подвергла резкой критике работу Рижского сиротского суда. Но, как говорят его сотрудники, чтобы качественно выполнять свою работу, им не хватает ресурсов.


Родственник нашелся
Судьба сотен одиноких малышей сегодня находится в руках 38 представителей Сиротского суда. Сейчас им подано 369 заявок от зарубежных семей, которые хотят усыновить латвийских сирот. Приходится решать, отдать ребенка за границу в состоятельную семью или же оставить на родине, иногда не в самых благоприятных условиях.
Последний скандал, выплеснувшийся за порог сиротских заведений, взволновал даже президента Вайру Вике-Фрейбергу. Ее возмущение вызвала ситуация, когда тяжело больную трехлетнюю воспитанницу одного из детдомов захотела удочерить семья из Франции, однако за день до окончательного решения выяснилось, что у девочки есть дядя, и процесс усыновления был прекращен.
Как рассказала Телеграфу руководитель отдела усыновления Сиротского суда Рута Штейнберга, мать девочки отказалась от малютки, так как ни у нее, ни у отца не было денег, чтобы содержать больную девочку. Ребенку же необходимы постоянные медицинские процедуры — в наследство от родителей девочка получила врожденный сифилис. Сама же мать взяла российское гражданство, и была выдворена из страны.
Все три года своей жизни девочка провела в детском доме. Потом нашлась семья из Франции, которая была готова удочерить ребенка и вылечить. Однако в последний момент выяснилось, что у сироты есть родственник — брат мамы, и поэтому министр по делам семьи и детей Айнар Баштикс остановил процесс удочерения. Дяде же девочки позволили стать опекуном, и сейчас суд будет решать, разрешить ли ему заботиться о племяннице.
“Мы не можем не реагировать на то, что у девочки появился кровный родственник. Ребенка может усыновить зарубежная семья, если ему нельзя гарантировать семейную заботу на своей родине. Теперь такая возможность появилась, тем более что по всем критериям дядя может быть опекуном”, — говорит Штейнберга.

Дети ждут родителей
Чтобы стать опекуном, по словам Штейнберги, нужно пройти проверку и соответствовать некоторым критериям: быть здоровым, иметь соответствующие жилищные условия, определенный уровень дохода и т.д. При этом она признала, что условия жизни во Франции у девочки были бы намного лучше. “Но ведь если девочка будет жить с дядей, есть возможность, что когда-нибудь она встретит родную мать”, — говорит Штейнберга. Правда, теперь ребенку придется жить с одиноким дядей и пожилой женщиной в однокомнатной квартире на 62 лата в месяц. Впрочем, окончательное решение о судьбе девочки будет принимать Административный суд.
Между тем интерес иностранных семей к детям-сиротам из Латвии растет с каждым годом. Как сообщил Телеграфу пресс-секретарь Министерства по делам семьи и детей, всего в Латвии сейчас 1076 детей могут быть усыновлены. В свою очередь заместитель директора Сиротского суда Инта Слайдиня рассказала Телеграфу, что в этом году уже было принято 22 решения, согласно которым иностранцы могут стать приемными родителями латвийских сирот. Чаще всего взять опекунство над детьми хотят граждане Франции, Италии, есть также запросы из США.

У суда нет ресурсов
Средний срок, который уходит на рассмотрение заявки от будущих приемных родителей, — полгода. При этом министр по делам семьи и детей Айнар Баштикс и глава государства Вайра Вике-Фрейберга считают, что зачастую сотрудники Сиротского суда мало времени уделяют рассмотрению каждого конкретного дела, тем самым не всегда вынося справедливые решения. Министр признал, что Рижский сиротский суд действительно работает неудовлетворительно, но “не по злому умыслу, а из-за ограниченности ресурсов”. По словам Слайдини, Сиротский суд не справляется с огромным потоком дел. “Нам катастрофически не хватает сотрудников. Ведь, помимо вопросов усыновления, мы занимаемся проблемами детей разведенных родителей, детьми душевнобольных и т.д.”, — сказала она. Поэтому Айнар Баштикс уже попросил Рижскую думу помочь расширить штат сотрудников суда.

02.09.2005 , 12:20

telegraf.lv


Написать комментарий