Неженское дело

Известной актрисе Вере Глаголевой понравилось быть режиссером

Вера ГЛАГОЛЕВА говорит, что ее давно уже интересует режиссура. К тому же и время возрастных ролей для нее подошло, а они чаще всего оказываются фоновыми, и это неинтересно. На Фестиваль российского кино она приехала с фильмом “Заказ”, который сняла по сценарию Сергея Ашкенази.



По определению Глаголевой, это психологическая мелодрама о трагедии женщины, которая после того, как муж ушел к другой, теряет смысл жизни и… заказывает киллеру собственное убийство. Но постановщики не пытались делать из сюжета какой-то аттракцион, стараясь заманить зрителя. Своими идеальными зрителями Глаголева считает людей ее поколения. “У нас было одно детство, была одна страна, — говорит она. — Мы читали одни и те же книги. Это романтические натуры. А я делаю кино романтическое, несмотря на весь трагизм”.


Спасательный круг
В свое время сам Анатолий Эфрос, пригласивший Глаголеву сыграть в фильме “В четверг и больше никогда”, звал ее в свой театр. Но тогда она и Нахапетов много снимались, и Родион хотел, чтобы жена всегда была рядом. А она не настояла на своем и отказалась от карьеры театральной актрисы. Потом, конечно, жалела об этом. В последние годы Глаголева играет в антрепризах, в Театре Антона Чехова у Леонида Трушкина. Но остается при своем убеждении, что лучше Эфроса психологию актера и вообще человеческое нутро не знает ни один российский режиссер ни в кино, ни в театре.
Глаголева признается, что для нее реальная жизнь и жизнь на площадке, конечно, связаны. Пережив определенную ситуацию, ты глубже погружаешься в нее и имеешь моральное право говорить об этом как о реальности. А развод ей, увы, пережить довелось. И тогда, 15 лет назад, она ухватилась за сценарий фильма “Сломанный свет”, как за спасательный круг, сама поставила и сама сыграла главную роль. “Решила проверить себя на выносливость, — рассказывает актриса. — Надо было искать спонсоров, выбирать актеров, начинать съемки: личные проблемы сразу отошли на второй план”.
Года четыре назад ей как актрисе предложили сценарий “Заказа”. Она долго думала и за это время успела сыграть в картине Константина Худякова “Другая женщина, другой мужчина”. Глаголевой показалось, что там много параллелей с “Заказом”, поэтому в последнем как актриса ничего нового сказать она уже не сможет. Чтобы не топтаться на месте, решила работать над фильмом как режиссер. Неженское режиссерское дело ей несказанно понравилось, сейчас у нее на столе множество сценариев. Теперь она говорит, что хочет сделать лирическую комедию.



Вера Глаголева — актриса, режиссер. Родилась в 1956 г. в Москве. В юности стала мастером спорта по стрельбе из лука и выступала за юниорскую сборную столицы. Впервые снялась в кино сразу после окончания школы, в фильме “На край света” Родиона Нахапетова, женой которого вскоре и стала. По опросу журнала Советский экран признана лучшей актрисой 1986 г. Имеет трех дочерей. Второй муж Глаголевой — Кирилл Шубский, крупный бизнесмен.

 


Приятно быть слабой
— Вера, что помогало вам справиться с нелегкой режиссерской работой — может быть, опыт “постановки” жизни большой семьи?
— Семья, скорее, мешала. Режиссура меня всегда интересовала. Видимо, везло как актрисе на режиссеров-личностей: Аранович, Мельников, Таланкин… Снимаясь, я наблюдала, как они работают, и многое поняла. Сама 15 лет назад ставила “Сломанный свет”, хотела получить профессиональное режиссерское образование, но не удалось — не “отпускала” семья. Но у меня нормальный муж, который понимает, что без работы я просто не могу. Он был и на премьере “Заказа” на “Кинотавре”, куда вся моя семья прилетела. Кстати, моя старшая дочь Аня стала балериной, ее взяли в Большой театр. Кроме того, она снялась в нескольких фильмах. Средняя, Маша, училась в Америке по специальности “компьютерная графика”, теперь вернулась домой. Младшая, Настя, еще школьница, но тоже уже начала сниматься.
— Есть ли особое “женское” кино, “женская” режиссура?
— Вопрос серьезный. Возьмем, к примеру, фильм “Ночной портье”. Картина настолько тяжелая, жестокая, что никогда не скажешь, что ее сделала женщина, Лилиана Кавани. А есть ленты нежные, романтические, очаровательные, с прекрасными женскими образами — но сняты они мужчинами. Я думаю, что все заложено в драматургии. Да и в каждом человеке есть и мужское, и женское начало, которые проявляются в тот или иной момент. Иногда ты должна быть сильной, решать за всех. Вот у меня на “Заказе” возникла сложная проблема, для натурных съемок надо было выбрать одну из 50 предложенных квартир. И эту абсолютно мужскую задачу я не могла доверить никому.
— Вы считаете себя сильной женщиной?
— Знаете, в жизни люблю быть не то что слабой — но люблю, например, когда за меня муж решает какие-то серьезные жизненные проблемы, скажем, связанные с детьми. Мне нравится, что он за это отвечает, нравится быть рядом с ним в этот момент — и все-таки быть ведомой. Сейчас в семье у меня именно такая счастливая ситуация, поэтому все намного проще, чем раньше. Но все равно надо чем-то заниматься, потому что безделье отупляет.
— Способны ли вы расстаться с мужчиной друзьями, поддерживать отношения?
— Конечно. И дети ведь с Родионом общаются. А прежде всего я уважаю Нахапетова как человека творческого. Не могу сказать, что у него все удачно в последнее время, он немножко потерял себя, потому что там, в Америке, по-другому все… Человек, снявший “Не стреляйте в белых лебедей” и “С тобой и без тебя”, теперь сделал “Армянскую свадьбу”, которую смотреть просто невозможно. Но тут дело еще и в том, что снято было восемь серий, а в итоге сделано всего четыре! На ОРТ взяли материал, без участия Родиона перемонтировали (пока он был в Америке) и ополовинили. Поэтому непонятно, кто куда идет, кто где показывается… И я не узнаю в этом сюжете Ганну Слуцки, очень хорошего драматурга, в трагикомедии которой “Поза эмигранта” мы играем в театре Леонида Трушкина лет восемь с аншлагами.

01.09.2005 , 11:24

Телеграф


Написать комментарий