Копай глубже, кидай дальше

Во многих фирмах Германии увеличение неоплачиваемой трудовой нагрузки стало обычным явлением

В июле в Телеграфе был опубликован материал “Делу час, потехе время”. В нем речь шла о том, что один из самых обсуждаемых в Брюсселе вопросов сейчас — оплата и количество сверхурочных. В Германии у этой проблемы есть свои особенности.



Ешь то, что дают, или помирай!
Не сказать, что эта тенденция последнего десятилетия прошла мимо общественного сознания. Однако явление отчетливо обозначила всемирно известная компания Siemens. Она выдвинула принцип: “Ешь то, что дают, или помирай!”
Германию шокировала подобная “откровенность” концерна, который потребовал продления рабочего времени. Иначе, предупредил он сборщиков мобильных телефонов, мы свернем производство в Бохольте и Камплинтфорте, а освободившиеся 2 тыс. рабочих мест перенесем в Венгрию. Там, дескать, согласны трудиться за гораздо меньшую сумму. (К слову сказать, именно перенос рабочего места за границу — типичнейшая угроза сегодняшнего немецкого предпринимателя.) Действительно ли были такие намерения, никто не знает. Но угроза подействовала, и совет трудового коллектива покорно склонил голову.


Где деньги, Зин?
Точно так же повел себя защитник интересов трудящихся в Зиндельфингене. Рабочим было предложено снижение зарплаты. В противном случае администрация DaimlerChrysler намерена была перенести производство модели класса С в Бремен, где народ (в силу более высокого уровня безработицы) посговорчивей.
Интересно, стали задаваться вопросом немцы, если все отрасли профсоюза безрезультатно борются с ухудшением тарифного стандарта, то зачем он вообще нужен? Между тем, с молчаливого одобрения профсоюза администрация Volkswagen планирует снизить на 30% фонд зарплаты. Процедура, хотя и затяжная — до 2011 года, но болезненная. Если к намеченному сроку этого не случится, 30 тыс. человек окажутся на улице.
Причину явления профессор Михаэль Шуман из Института социологических исследований (Геттинген) обозначает так: "Многие предприятия рассматривают биржевой курс своих акций как единственный критерий успеха. Сегодня на заводах ведется “политика выжатого лимона”.




Свои колокола, своя отметина


Прессинг со стороны администрации коснулся всех сфер производства и обслуживания. Несмотря на то что для федеральных служащих установлена максимальная недельная нагрузка в 40 часов, служащие Баварии и Гессена трудятся по 42. От 60 до 70 часов проводят в операционных врачи-ассистенты, при этом получая так, как если бы подавали инструменты 40 часов. На одну продавщицу 10 лет назад приходилось обслуживание 34 кв. м торговой площади, 7 лет спустя — уже 44, а нынче и того больше. Учителя Северного Рейна-Вестфалии, Саарланда и Гамбурга заняты на полтора часа в неделю больше, чем несколько лет назад. Многие фирмы по переработке отходов заменяют тарифы государственной службы более дешевыми тарифами частных предприятий.


 


С мифом наперевес
Спекулируя понятием “нерентабельный”, хитрую игру ведет и General Motors, отмечает журнал Stern. Компания фактически стравливает предприятия в Рюссельхайме (ФРГ) и Трольхэттане (Швеция). Дескать, какое из них окажется более конкурентоспособным, то и выживет. При этом под ударом явно Рюссельхайм: здесь продолжительность рабочей недели короче.
Комментируя эту тенденцию, эксперт Ульрих Вайвей из Института исследований рынка труда и профессиональной деятельности (Нюрнберг) говорит, что в последнее время на предприятиях главенствует “принцип максимальной выносливости для тех, кто имеет работу”. Это значит, за те же деньги терпеливо сносить возрастающее давление администрации и послушно выполнять производственное задание за более короткое время. Поскольку чиновники той же General Motors традиционно считают, что продолжительность рабочего дня в Германии — самая короткая в мире.
“Это наиболее распространенный миф”, — говорит Ульрих Вайвей. С документами в руках он доказывает: западные немцы работают сейчас на 18 часов больше, чем восемь лет назад. Материалы Евросоюза подтверждают, что немцы в неделю трудятся на 2,2 часа больше, чем французы, почти на полтора часа больше итальянцев, на час больше голландцев. И сопоставимы с ними только финны (39,2 часа в неделю), бельгийцы (39,3) и ирландцы (39,5).
Однако некоторые финансисты ФРГ считают, что миф далеко не беспочвенный. Господин Фаринкруг (банк группы UBS), сравнивая затраты на одного рабочего в Германии и в Польше, замечает, что “они несопоставимы”. Расширение Евросоюза продвинуло общественное мнение до осознания простого факта: Германия участвует в конкурентной гонке на рынке труда. Поэтому немецкий наемный рабочий должен соглашаться на дальнейшее увеличение нагрузки. “Ведь речь идет о 40 часах в неделю — не о 50. И суббота остается выходным днем… — возмущается банкир. — Но я же могу трудиться 70 часов в неделю — и жив-здоров, как видите!”


Сорок лет — шансов нет
Но конкуренция идет не только в рамках Евросоюза, но и внутри страны.
Сейчас отчетливо наметилась еще одна тревожная тенденция. Фирмы стараются освободиться от тех, кому 40 лет или около того. Казалось бы, странно, ведь речь идет о наиболее квалифицированных кадрах. “Именно так, — подтверждает ныне безработная 39-летняя Эльке Швам, еще недавно бывшая начальником службы в ток-шоу на популярном телеканале Sat 1. — Опытные теперь не нужны. Ведь они и самые дорогостоящие. Чего проще — нанять за гроши молодняк и потихоньку вводить его в курс дела. Лучше потратить время, чем деньги — так действует нынче работодатель”.


Характер нордический, стойкий
Число предпринимателей, не имеющих наемных работников (к ним принадлежат, в основном, основатели Ich-AG, то есть сам себе менеджер, исполнитель, секретарь и уборщица) увеличилось на 36%. Казалось бы, цифра вселяет надежды.
Теоретически Ich-AG — форма труда, обеспечивающая финансовую независимость. На практике это выглядит куда печальнее. Поскольку, ринувшись с головой в предпринимательство, создатель такой компании, ошалевший от свободы, как профессор Плейшнер, не понимает, что с головой угодил в минимальные доходы при полной неуверенности в завтрашнем дне. По причине весьма простой: он не может конкурировать с опытными фирмами (несопоставимы объем и качество продукции и услуг), а свою нишу на рынке отыскать без серьезной проработки с экспертом (это затраты при цифре с тремя нулями) весьма проблематично.


Александр МЕЛАМЕД
специально для Телеграфа

31.08.2005 , 11:09

Телеграф


Написать комментарий