Дайнис Турлайс: «А где же ваша честь?!»

Многие политики любят покричать о патриотизме. Но как показывает практика, патриотом никто просто так не становится. Патриотизм возникает тогда, когда человек видит, что государство о нем заботится, что он для страны не безразличен.

Сегодня в Латвии не созданы условия для патриотических чувств. Государство не очень–то печется о своем населении, поэтому не стоит удивляться, что молодые люди в спешном порядке уезжают — в Англию, Ирландию… Если мы говорим о полицейских, о пожарных, о спасателях, то нужно честно признать: латвийское государство все 15 лет демонстрировало полное к ним пренебрежение и безразличие!" — говорит депутат сейма и парламентский секретарь МВД Дайнис Турлайс.
Реклама




— Г–н Турлайс, вы согласны с тем, что в полиции возник серьезный кризис? Или такие разговоры ведутся для того, чтобы выбить деньги на зарплаты стражам порядка?

— Нет, кризис никто не выдумывал. Возник он еще пару лет назад, когда полицейских тоже сделали чиновниками. В результате стражи порядка попали под двойное подчинение — и МВД, и госслужбы. Появилась двойная ответственность, но на зарплате и на общем объеме инвестиций в правоохранительные органы это никак не отразилось.

Второй элемент кризиса — колоссальный разрыв между полицейскими начальниками на ул. Стабу (административное здание госполиции. — А. Э.) и составом на местах. Начальники, простите за штамп, оторвались от реальных проблем простых полицейских. В том числе и от проблем финансирования стражей порядка. Пока рядовые полицейские сводят концы с концами, начальники выписывают себе баснословные премии, их зарплата приближается к отметке 1000 латов!

А чего стоит история с увольнением полицейской чиновницы! Ее уволили, напомню, по статье, но это не помешало начальникам выписать ей “на дорожку” премию в размере 600 латов!

Но хочу особо подчеркнуть: кризис не только и не столько в низких зарплатах полицейских. Меня лично возмущает обстановка в полицейских участках. Да, можно повысить полицейским зарплату — я надеюсь, что мы все–таки добьемся повышения в следующем году, — но от этого на рабочих местах полицейских не исчезнет грязь и пыль!

Как офицеры на местах могут работать в таких условиях, в такой грязи? Прежде чем выходить в пикет против своего правительства, лучше бы сначала навели элементарный порядок на своих рабочих местах! Люди откровенно говорят: им в районные полицейские участки просто противно заходить!

И еще один момент, связанный с поведением полицейских. Я понимаю, что у них маленькие зарплаты, я готов биться за изменение ситуации, но я, будучи офицером, не понимаю, как человек в погонах может выходить в пикет против своего правительства?

Вы же офицеры! Если вы против нынешней власти, то пожалуйста, снимайте погоны, уходите в отставку и тогда уже устраивайте пикеты, демонстрации, вступайте в партии и начинайте вести политическую борьбу. Отмечу, что низкие зарплаты сегодня не только у полицейских, но и у пограничников, пожарных, спасателей. Они тоже заслуживают большего жалованья.

— Возникает вопрос: куда смотрит министр внутренних дел?

— Г–н Екабсонс как человек демократических взглядов делегировал много прав и возможностей начальникам конкретных полицейских служб. Министр считал, что не стоит указывать профессионалам, как им руководить полицией. Свою задачу министр видел в том, чтобы поддерживать их, осуществлять общее руководство системой. На днях г–н Екабсонс сам признал, что его тактика невмешательства в профессиональную службу не оправдалась.

Самое удручающее — во время всего этого скандала с зарплатами генерал Защиринский (начальник госполиции. — А. Э.) так и не собрался с духом и не сказал, что министр тут ни при чем. Это я распоряжаюсь распределением финансов, с меня и спрос. Более двух лет полицейские начальники не выплачивали полицейским пособия по рождению ребенка, зато выписывали себе солидные премии! Значит, денег на пособия нет, а на премии есть? Где же офицерская честь, я спрашиваю?!

Полицейские руководители не только “забывали” про пособия рядовому составу, но ничего не делали и для повышения престижа своей службы. Полиция на протяжении всех последних лет по уровню доверия общества находится на втором месте… с конца.

Еще ниже население оценивает только таможню. Нет борьбы за лучшую раскрываемость преступлений, нет стремления к повышению авторитета полиции. Во всех цивилизованных странах люди воспринимают полицейского как своего помощника. Если у него возник какой–то вопрос, какая–то проблема, если нужна срочная помощь, то первый, к кому сразу же обратится человек на улице, это постовой полицейский. У нас кто побежит к стражу порядка?

Почему–то наша служба построена на том, чтобы не предупреждать преступления, не помогать людям, а… быстрее оштрафовать. У нас и дорожный полицейский настроен лишь на одно — наказать за любое нарушение. Те, кто поездил на машинах по европейским странам, могли убедиться, что там полицейский на дорогах — это помощник, а у нас — охотник.

— Вы не боитесь, что пока будете выбивать из бюджета деньги на зарплаты, уже все полицейские молодого и среднего возраста… уедут в Ирландию? Вообще в стране происходит колоссальная утечка и мозгов, и рабочих рук.

— После вступления в ЕС у нас заработал реальный рынок труда. И если хороший специалист получает в Латвии гроши (по европейским меркам), то, разумеется, он уедет туда, где ему будут платить достойное жалованье. И никакая административная норма не удержит его в Латвии. Если прекрасный специалист по информационным системам в МВД получает 300 латов “на бумаге”, а ему, например, в Англии готовы платить 5 тысяч фунтов, то какими методами мы сможем отговорить этого специалиста от эмиграции? Можно долго бурчать про патриотизм, но, поймите, он на голом месте не рождается.

Патриотизм появляется тогда, когда человек видит, что не только он любит свое государство, но и государство оказывает ему элементарное уважение, по крайней мере — достойно оценивает его честный труд. За 15 лет мы такую систему взаимоотношений между государством и его жителями не создали. В этом нужно честно себе признаться.

Нужно себе признаться и в другом — люди у нас не кричат, что хотят больше работать. Они кричат — дайте больше денег, причем не только в виде зарплаты, но и… в виде взяток. При таком отношении мы лучше жить не станем.

— А как вам идея коллег по правящей коалиции из “Нового времени” о том, чтобы предоставить народу возможность путем референдума отзывать депутатов (распускать сейм)?

— Выборы в парламент — каждые четыре года, и если еще начать референдумы проводить, то вся деятельность парламента будет парализована. Ведь сознание значительной части избирателей весьма низкое — они голосуют не за тех, кто способен эффективно работать в сейме, готовить поправки в законы, а за тех, у кого лучше прическа и сильнее харизма.

А потом, через месяц после выборов, начинают этих же политиков ругать на чем свет стоит. Больше всего Латвии не хватает политической стабильности, ответственности — и власти, и избирателей. Не думаю, что такая идея “Нового времени” пойдет на пользу стране. Вообще меня всегда пугало желание репшистов “до основания все разрушить, а затем…”

29.08.2005 , 15:16

"Вести сегодня"


Написать комментарий