Дороги отдельно, деньги отдельно

Чиновники не знают, куда пойдут средства, выделенные на ремонт затопленных дорог

Из 161 тыс. латов, которые министр сообщений Айнар Шлесерс обещал выплатить самоуправлениям на устранение последствий июльского наводнения, “оприходованы” только 15 тысяч. Как распределятся остальные 146 тысяч и откуда вообще взялась сумма в 161 тысячу, Телеграфу не смог объяснить никто. На то, чтобы это узнать, ушло три дня.



Напомним, с чего все началось. После сильнейших ливней министр сообщений съездил в ознакомительную поездку и пришел к выводу (цитата из пресс-релиза Минсообщений), “что во многих местах дорогам нанесен существенный урон, и районам, пострадавшим от стихии, будут выплачены деньги на ремонт”. В пресс-релизе сообщалось также, что эксперты ГАО Latvijas Valsts celi (LVC) наибольшие повреждения дорожного покрытия обнаружили в Рижском, Цесисском, Мадонском и Даугавпилсском районах. Общая сумма ущерба оценивается в 161 тыс. латов.
Спустя две недели мы решили уточнить: какие конкретно волости в упомянутых районах получили деньги.




Цифра


<FONT color=#ff0000 size=6>75 млн. Ls

выделено из госбюджета в 2005 г. на ремонт, реконструкцию и содержание дорог.


 


Бег по кругу
Первый звонок — сотруднице отдела по связям с общественностью Министерства сообщений Зане Лидаке, которая разослала вышеупомянутый пресс-релиз. Уж она-то должна знать детали. Но Зане Лидака деталей не знала и порекомендовала обратиться к Лаурису Дрипе, советнику Айнара Шлесерса по связям с общественностью.
Лаурис Дрипе сообщил, что выезжал с министром в Аматскую волость для изучения ситуации на дорогах, принадлежащих государству. Разрушения полотна там действительно наличествуют, и волостная дума уже подала смету ремонтных работ то ли на 10, то ли на 15 тыс. латов — это нужно уточнить у главы отдела финансового управления ГАО Latvijas Valsts celi Вилниса Миллерса.
Интересуемся: был ли Айнар Шлесерс и в других районах, где дороги пострадали от наводнения? Нет, не был. А есть ли заявки от других самоуправлений? Нет. Откуда же в таком случае взялась сумма общего ущерба в размере 161 тыс. латов? Лаурис Дрипе на вопрос ответить затруднился: цифра, мол, предварительная, еще будет уточняться, и опять отправил к Вилнису Миллерсу.
Звоним Вилнису Миллерсу. “Понятия не имею, откуда взялась 161 тысяча латов. Пока запрос поступил только от Аматской волостной думы на сумму 15 тысяч латов. Другие самоуправления смет не подавали”, — ответил главный финансист LVC.




Что можно сделать на 161 тыс. Ls


1. Заасфальтировать 2 км дороги 1-й категории
2. Привести в порядок 4-5 км гравийной дороги


 


Два взгляда на одну поездку
Осталась последняя надежда — найти экспертов LVC, которые оценивали ущерб. Информация из регионов о ситуации на дорогах стекается в отдел планирования содержания дорог LVC. Юрис Браканс, сотрудник отдела, сообщил, что кроме Аматской волости запрос прислала Малпилсская на сумму около 20 тыс. латов. Сейчас заявка проверяется их отделом на обоснованность, потом ее передадут г-ну Миллерсу, который и будет решать, в каком объеме компенсировать ремонтные работы.
Связываемся с Андрисом Казаксом, руководителем Цесисского отделения LVC, в чьем ведении находится Аматская волость. И узнаем, что Айнар Шлесерс обследовал муниципальные дороги, а не государственные, как говорил Лаурис Дрипе. Казакс знает это доподлинно, потому что лично составлял маршрут для министра.
Воистину чудеса! Два человека были в одной и той же поездке, а говорят прямо противоположные вещи. Между тем разница принципиальная, потому что дороги, по закону, ремонтирует и обслуживает их хозяин. То есть LVC занимается государственными, а самоуправления — своими, и на это у них есть отдельный бюджет. Скажем больше: из года в год у местных управ копятся излишки, которые на 1 июля этого года составили 6,2 млн. латов. В частности, в Цесисском районе, куда ездил Шлесерс, сумма неиспользованных средств составляет почти 216 тыс. латов. Вот и Вилнис Миллерс говорит, что самоуправления могли бы устранять последствия наводнения из денег своих дорожных фондов. Выделять дополнительное финансирование не совсем логично, но он лишь выполняет распоряжения высшего руководства, то есть Айнара Шлесерса.


В сухом остатке
Итак, нам с огромным трудом удалось узнать, что реальных проектов под суммой в 161 тыс. латов всего два — стоимостью 35 тысяч. Возможно, появятся другие, но если этот частный случай демонстрирует систему распределения денег в дорожной отрасли в целом, тогда понятно, почему на дороги у нас вечно не хватает денег.

24.08.2005 , 11:13

Телеграф


Написать комментарий